Почти одновременно в Новосибирск вышли две крупные федеральные сети секонд-хендов. Экспансии новых игроков с дешевой одеждой благоприятствует экономическая ситуация — россияне ищут, как сэкономить на одежде, цены на которую даже в масс-маркете стали для многих неподъемными. Кто покупает одежду, которую уже носили, и почему российский рынок оказался одним из самых важных для европейского бизнеса в этом секторе — в материале НГС.БИЗНЕС.
Магазин сети «Мега Хенд», открывшийся 23 июля, занял 1,5 тыс. кв. м на 2-м этаже здания по адресу ул. Кирова, 113 (ТОЦ «Северянка»). Здесь представлена бывшая в употреблении женская, мужская, детская одежда, нижнее белье, а также текстиль из Германии, Голландии, Бельгии и Англии.
По словам уроженца Турции, владельца «Мега Хенд» Хасана Сюлюна, в день открытия в новосибирский магазин завезено около 20 тыс. единиц одежды, завтра ассортимент пополнят дополнительно. Обновление ассортимента будет происходить каждые 2 недели по выходным, а с понедельника начнутся скидки, ежедневно увеличиваясь на 10 %, в результате к концу второй недели они достигают 90 %. Предприниматель уверяет, что «Мега Хенд» — единственная сеть, работающая по этой схеме, так как для них самое главное — торговать без остатков, поэтому вещи отдают ниже себестоимости: «Мы — эконом-вариант конкретный, пока еще так никто не смог».
Сейчас у «Мега Хенд» около 70 магазинов в России, до 2020 года компания хочет открыть еще 30 собственных торговых точек, поделился планами Сюлюн.
Представитель другой сети — «Европа стиль» (около 60 магазинов в России) — сириец Мустафа Ажилан открыл новосибирский магазин 16 июля в ТЦ «Плехановский».
Он рассказал о похожей схеме скидок в своем магазине: поступление 2 раза в неделю, финальная скидка — 90 %, но первый день скидок начинается сразу с 30 % и их держат 3 дня. Правда, эту схему планируют с 1 августа поменять, а новую пока держат в секрете.
По наблюдениям корреспондента НГС.БИЗНЕС, как мужские, так и женские вещи чаще всего попадаются в обоих секонд-хендах по цене 500 руб. (скидки пока еще не достигли максимума). В «Европе стиль» на стойках с надписью «эксклюзивная одежда» были товары и за 700 руб., и 1100 руб. Эта одежда не была новее подавляющего ассортимента магазина, однако на мужских рубашках встречались лейблы Hugo Boss, Tommy Hilfiger и Versace. В первый день открытия «Мега Хенд» среди покупателей больше всего было женщин среднего и пожилого возраста. Они с интересом рассматривали товар, брали примерять, но, переговариваясь, приходили к совместному решению обзавестись обновкой, когда на нее сделают скидку — чтобы не переплачивать.
Мустафа Ажилан с улыбкой замечает, что «Мега Хенд» любит открываться там же, где и «Европа стиль», поэтому конкурировать за покупателя обе сети уже привыкли — есть города, где оба бренда вообще работают по соседству. Основное отличие двух сетей, со слов Ажилана, — разный ассортимент из-за закупок у разных поставщиков. В частности, в «Европе стиль» можно найти вещи, которые раньше носили в Бельгии, Франции, Англии и Италии.
В Новосибирске пока еще не привыкли покупать бывшую в употреблении одежду — в отличие от европейской части России, замечают оба игрока. Ажилан полагает, что дело в географическом положении: «В каких-то городах раскручена эта тема, а в каких-то нет. Может быть, цена на китайский товар тут ниже, чем в других городах, из-за доставки».
Сюлюн — с ноткой разочарования в новосибирцах — рассказывает, что, например, в Ульяновске и Казани открытие «Мега Хенд» вызвало настоящий ажиотаж. «Покупатели ломают двери, топчут друг друга», — утверждает он.
Хасан Сюлюн рассказывает, что он работает в секонд-хенде уже 20 лет и его компания прежде всего оптовая, но в последнее время решила развивать собственную розничную сеть, потому что розничные партнеры снизили свои закупки, а также бизнесмен пытается за счет объемов компенсировать падение рубля. Сохранять нынешние объемы его компании необходимо: другая часть семейного бизнеса семьи Сюлюн — в Европе, там два сортировочных завода (в Бельгии и Голландии), которым необходимо реализовывать свой товар. Хотя, с его слов, 70 % одежды с этих фабрик через оптовые каналы идет в Африку.
«Туда не идет теплое, там круглый год жарко: шорты рваные можно продавать, а новый свитер не продашь — им этого не надо», — логично замечает он. Еще 10–15 % приходится на Россию, остальное — на другие страны бывшего СССР, а также Ирак, Сирию и Ливан. Сейчас, с его слов, закупочная цена килограмма европейской одежды б/у — 5–7 евро, еще 2 евро на каждый килограмм приходится на доставку, например, в Россию. Какова рентабельность его бизнеса, Хасан Сюлюн раскрывать не стал, сославшись на различия конкретных магазинов.
Управляющий магазином «Стокер» (2 гипермаркета в Новосибирске) Алексей думает, что заметит отток клиентов на уровне 10–15 % после выхода двух крупных игроков на свое поле, однако говорит, что у него есть преимущество — в «Стокер» есть как секонд-хенд, так и новые товары, а часть покупателей идет к ним как раз за последними. Правда, накануне выхода конкурентов, с 18 июля, «Стокер» в дополнение к собственной скидочной политике запустил еще и дисконтную программу.
Настя Гринёва
Фото автора