Бизнес Россияне перестали брать кредиты на чайники

Россияне перестали брать кредиты на чайники

Россияне перестали брать кредиты на чайники и телефоны – количество выданных в этом году кредитов на покупку потребительских товаров упало вдвое, констатируют в Национальном бюро кредитных историй. В то же время отдавать займы россияне также не хотят – эксперты отмечают рост доли просроченных кредитов.

С начала года кредиторы выдали населению 3,5 миллиона кредитов на покупку потребительских товаров. Это на 48,90% меньше количества выданных кредитов в первом полугодии 2014 года, приводят статистику за шесть месяцев этого года эксперты Национального бюро кредитных историй (НБКИ).

В целом количество действующих кредитов на покупку потребительских товаров, к которым относят POS-кредиты и кредиты наличными, сократилось с января с 24 до 21 миллиона единиц. Одновременно, отмечают эксперты, ухудшилось и качество портфеля таких кредитов. Так, если в начале года доля просроченных кредитов на срок свыше 30 дней составляла 10,5%, то на 1 июля 2015 года – уже 14,7%.

По мнению генерального директора НБКИ Александра Викулина, такие тенденции обусловлены двумя факторами. «Во-первых, из-за сокращения выдач новых кредитов и амортизации «хороших» кредитов естественным образом растет доля «плохих». Во-вторых, сокращение реальных доходов населения приводит к тому, что даже ранее приемлемая долговая нагрузка (отношение ежемесячных платежей по кредитам к доходу в месяц) в новых условиях вызывает сложности у заемщиков», – считает он.

Впрочем, говорить о том, что россияне совсем отвернулись от кредитов, пока рано. Сейчас рынок POS-кредитования находится на подъеме, отмечает заместитель председателя правления Банка Хоум Кредит Александр Антоненко.

«Конечно, рынок POS-кредитования резко снизился в конце 2014 года – начале 2015 из-за ухудшения экономической ситуации. Но в течение всего первого полугодия мы видим восстановление рынка и увеличение объемов продаж. Во втором квартале текущего года объемы выданных кредитов были на 14% выше, чем в первом квартале, – говорит банкир. – Мы отмечаем увеличение притока клиентов в основном за счет проведения специальных акций – рассрочек совместно с нашими партнерами».

По данным НБКИ, из 100 рублей, потраченных россиянами на покупку непродовольственных товаров в этом году, только семь были взяты в кредит. Максимальное значение было зафиксировано в 2013 году – тогда наши сограждане занимали 19 рублей из 100.

Любопытно, что россияне реже стали занимать у банков именно небольшие суммы. Так количество действующих кредитов до 30 тысяч рублей за полгода сократилось на 26,5%, до 100 тысяч рублей – на 12,5%. В то же время они по прежнему берут более крупные кредиты – число действующих кредитов на покупку товаров свыше 300 тысяч рублей снизилось лишь на 5%.

По словам Александра Антоненко, в POS-кредитовании самыми популярными сегментами остаются бытовая электроника и связь, также высокие объемы продаж зафиксированы в сегменте «Мебель». Чаще всего POS-кредиты получают женщины, состоящие в браке, в возрасте 37 лет.

По словам директора по развитию бизнеса потребкредитования и стратегических партнерств Альфа-банка Дмитрия Жиздюка, на рынок потребительского кредитования сильно влияет отсутствие роста реальных располагаемых доходов населения. Что касается условий кредитования, то эксперт ожидает некоторого снижения ставок по кредитам к сентябрю. «Ставка по потребительскому кредиту зависит от сезона и ряда макроэкономических показателей, в том числе размера ключевой ставки, которая в этом году снижалась. Кроме этого, с 1 июля вступил в силу новый Федеральный закон №353, который ограничивает максимальные ставки по кредитам. Размер максимально допустимой ставки пересматривается ежеквартально. С учетом сезонного фактора мы прогнозируем снижение ставок к началу учебного года, когда наши партнеры (розничные сети) будут проводить специальные акции к 1 сентября».

Еще одна тенденция рынка – акцент не на количестве, а на качестве. «В настоящее время мы делаем акцент не на количестве, а на качестве привлечения и дальнейшего обслуживания клиентов. В рамках этой стратегии мы предлагаем в точках партнеров, помимо кредитования, ряд дополнительных финансовых сервисов, призванных сделать жизнь клиента с банком удобнее. В числе этих сервисов – доступ к удаленным каналам банка, управление пенсионными накоплениями, а также продукты, позволяющие распоряжаться собственными средствами с выгодой, например, дебетовые карты с cash back», – рассказал Дмитрий Жиздюк.

Фото: Инфографика Эдуарда Фадюшина

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
Вечер под винил и элитные голубцы: жительница Новосибирска приехала в Томск на выходные, чтобы поесть — что ее впечатлило
Маргарита Резникова
СММ-редактор
Мнение
«Никто не спрашивает мать: „Как вы?“». Сибирячка рассказала, через что прошла, когда ее сын решился на самое страшное
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему путешествие в Южную Корею лучше курортов Турции
Анонимное мнение
Мнение
Страшно. Красиво. Как блогер отдыхала в Крыму под звуки выстрелов
Ольга Чиги
блогер
Рекомендуем
Знакомства
Объявления