Общаться с должником не более четырех раз в сутки и не названивать его родным и знакомым – такие ограничения для коллекторов предложил Общероссийский народный фронт. Поправки в закон о потребительском кредите будут рассмотрены в Госдуме. Идея хорошая, однако эксперты сетуют, что даже существующие нормы не исполняются из-за бездействия контролирующих органов.
Взыскатели долгов порой ведут себя совершенно беспардонно. Названивают целыми днями должнику и его родным, сообщают о долгах заемщика работодателю, пишут о долгах на подъездной двери. Представители ОНФ предложили дополнительные меры защиты должников, сообщают «Известия». Ограничить количество звонков четырьмя в сутки и запретить обсуждать задолженность заемщика с третьими лицами. Нарушителям будет грозить административное наказание до 20 тысяч рублей– для должностных лиц и до 100 тысяч рублей – для юрлиц. Кроме того, можно будет попасть и под «уголовку», а это уже до двух лет лишения свободы.
Стоит отметить, что и сейчас есть определенные ограничения в работе коллекторов. Например, они не имеют право звонить и присылать СМС в ночное время. Зато днем можно трезвонить должнику безостановочно.
Изменения предлагается внести в статью 15 закона «О потребительском кредите».
Среди предложений ОНФ значится и такое: обязать коллекторов или банкиров в течение трех лет со дня окончания действий, направленных на возврат во внесудебном порядке задолженности, хранить сведения о всех фактах взаимодействия с заемщиком. Эту информацию можно будет использовать при обращении заемщика с жалобой в контролирующие органы.
Инициатива сама по себе хороша. Другое дело, что проблема зачастую кроется в бездействии контролирующих органов. «Сейчас гораздо важнее правоприменение: ведь закон о персональных данных и так запрещает разглашать данные заемщика третьим лицам, поэтому необходимо работать с полицией, Роспотребнадзором, другими контролирующими органами, чтобы они внимательнее относились к таким жалобам от заемщика и вовремя принимали меры, – цитируют «Известия» финансового омбудсмена Павла Медведева. – А главной проблемой на сегодня является не давление взыскателей, а отсутствие внятных правил, которые бы давали возможность заемщику реструктуризировать свои долги. Вот над этим необходимо работать».
К слову, по данным Национальной ассоциации коллекторских агентств, жалобы на методы работы коллекторов в общей массе составляют менее 1%. Наиболее распространенный тип жалоб – более 70% – «я не тот, кто вам нужен», когда коллекторы беспокоят людей, не причастных к долгу.
На погашение кредита россияне в среднем направляют 41% своего дохода (по данным Объединенного кредитного бюро на 1 апреля 2015 года). Самая высокая кредитная нагрузка в регионах Северного Кавказа, наиболее низкая – в Москве, на Сахалине и в ЯНАО.
Негативно к коллекторам относятся и судебные приставы, считая, что, перекупая долги, они начинают «кошмарить» население. Впрочем, сами участники коллекторского рынка считают иначе. «Выкупая задолженность, организация становится новым взыскателем, обладающим всеми правами и обязанностями первичного кредитора. Без участия профессиональных посредников количество работы судебных приставов увеличилось бы в разы, увеличивая и без того огромную нагрузку на судебных приставов-исполнителей, – комментирует руководитель коллекторского отдела «Интеллект-С» Руслан Исмагилов. – Зачастую именно коллекторы, то есть профессиональные медиаторы, помогают службе судебных приставов обеспечивать исполнение решений судов, так как в связи с низким уровнем материально-технического обеспечения ФССП пристав физически не успевает обойти свой участок и собрать всю необходимую информацию о должнике и его имуществе. А коллекторы, в свою очередь, оказывают приставу помощь, предоставляя транспортные средства для выезда к должникам, занимаясь поиском имущества должников, поиском самих должников».
Добавим, что в 2017-2018 годах в российских вузах должна появиться специальность «коллектор». Профстандарты были утверждены приказом Минтруда от 19 марта 2015 года. По мнению экспертов, это должно сделать коллекторскую деятельность квалифицированной и цивилизованной.
Фото: Фото с сайта Montanaconsumer.com