Негосударственные пенсионные фонды размещают пенсионные резервы в ненадежных банках, получая за это бонусы от кредитных организаций. К такому выводу пришло Агентство по страхованию вкладов (АСВ), начавшее процедуру ликвидации НПФ.
При отзыве банковской лицензии фонд становится кредитором третьей очереди, и шансы получить компенсацию невелики, пишет «Коммерсант».
Первые детальные данные о состоянии активов ликвидированного НПФ – Генерального пенсионного фонда – появились на сайте АСВ. Агентство получило функции ликвидатора и конкурсного управляющего при банкротстве НПФ с 1 января, с тех пор под его управление отошли уже четыре НПФ.
Из отчета АСВ об итогах инвентаризации имущества Генерального пенсионного фонда следует, что в фонде значительно различаются данные бухгалтерского учета активов, в которые вложены пенсионные резервы, и их наличия. Так, по данным бухучета, размер дебиторской задолженности фонда составляет 23,8 млн рублей, фактически таких средств в НПФ обнаружено 10,9 млн рублей. Дебиторская задолженность сформирована за счет средств, переданных фондом банкам.
Как заявили «Коммерсанту» в АСВ, средства НПФ «Генеральный пенсионный фонд» зависли в Московском Залоговом Банке и в «Славянском» (в которых идет процедура банкротства), также у фонда были деньги в банках «Интегро» и Содбизнесбанке (ликвидационные процедуры завершены). «Ввиду того, что Московский Залоговый Банк и «Славянский» еще банкротятся, существует теоретическая вероятность возврата средств. Требования фонда к этим банкам предъявлены и включены в реестры требований кредиторов», – уточнили в АСВ.
Пропажа денег НПФ в банках в связи с отзывом у них лицензии не редкость, указывают эксперты. Но в данном случае настораживает то, что это происходило систематически. На примере этого небольшого НПФ (101-е место по объему собственного имущества) можно выявить общую для пенсионного рынка проблему, считают эксперты. Она в низком качестве активов, в которые НПФ размещают пенсионные резервы.