Около 40% заемщиков после уплаты платежей по кредиту остаются с суммой меньше прожиточного минимума. Желание иметь все и сразу часто не подкреплено финансовыми возможностями. В большинстве случаев такие проблемы возникают у жителей небольших городов.
Исследование «Динамика пользования банковскими кредитами и долговой нагрузки россиян» опубликовала Высшая школа экономики. Оказалось, что несмотря на то, что к категории закредитованных (имеющих четыре и более кредитов) относятся лишь 2,4% заемщиков, многие даже после уплаты одного-двух кредитов остаются за чертой бедности.
По статистике, доля заемщиков с просрочкой по кредиту с каждым годом только растет. Причем, по словам специалистов, это не значит, что клиенты изначально не собирались платить по кредиту. Возможно, так сложились обстоятельства – заемщика уволили с работы или он серьезно заболел. В этом случае займ, который раньше казался вполне приемлемым, становится непосильным бременем.
К тому же данные исследования могут говорить и о том, что в небольших населенных пунктах очень низкий уровень зарплат. Возможно, клиент изначально получает немногим более прожиточного минимума. Соответственно, после платежа по кредиту на руках остается совсем «скромная» сумма.
Процедуру банкротства для граждан предлагают запускать начиная с долга в 300 тысяч рублей.Стоит отметить, что нет такой пропорции: больше кредитов у населения – больше проблем. В странах с высоким уровнем проникновения кредитов ситуация более благополучная, говорит профессор НИУ ВШЭ Ольга Кузина. «В России самый распространенный вид кредита – это потребительский, дорогой и короткий, в западных странах – ипотека, длинная и под низкий процент. В США охват кредитами составляет 75%, в России – 25%, то есть долг приходится на меньшее количество людей», цитирует спикера РБК.
Добавим, что закон о банкротстве сейчас работает только для бизнеса – для организаций и индивидуальных предпринимателей. «Никаких установленных законом процедур «списания» задолженности для граждан ни этот закон, ни иные действующие в России нормативно-правовые акты не предусматривают, – говорит юрист адвокатского бюро «Ковалев, Рязанцев и партнеры» Дарья Ременева. – В то же время, законодатель настойчиво пытается этот пробел в правовом регулировании ликвидировать. Законопроект о банкротстве физических лиц – очень ожидаемая инициатива для всех сторон кредитных правоотношений: и для банков, и для самих заемщиков».
Фото: Фото с сайта Responsiblelending.org