![Игрушка или транспорт? Мы испытали поминутный прокат электросамокатов, сравнили цены с такси и узнали про риски Авторедактор НГС Дмитрий Косенко знает толк в транспорте — он провел более 200 тест-драйвов автомобилей, а вот на электросамокат встал впервые | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/a4/0d/a3a40d8549f216306a36899b37d01152/656x438_1:5593_30d86968bdda85ad370aad7af7305554@3000x2000_0xUnB0UnSQ_6786323487400045016.jpg.webp)
Трендом сезона-2021 явно будут электросамокаты, которые теперь можно полноценно использовать в Новосибирске по системе каршеринга. Это как в начале 2010-го, когда начался бум на велосипеды: помню, как в городе стремительно увеличивалось количество великов. Теперь вот эти маленькие «электрички» — их всё больше и больше, на рынок пришли уже две крупные компании по поминутной аренде самокатов. Давайте протестируем эти сервисы, поймем, удобно ли ездить на электросамокатах и для чего они вообще могут понадобиться, а также сравним цены с такси. Подробности — у Дмитрия Косенко.
Автомобильный каршеринг работает в Новосибирске несколько лет и устойчиво развивается, теперь настала очередь кикшеринга — поминутная аренда электросамокатов, которые можно просто взять на улице и потом оставить не пристегивая (в разрешенной зоне). В городе полноценно работают два крупных сервиса — Whoosh и Urent.
![Зона действия Whoosh | Источник: приложение Woosh](https://n1s1.hsmedia.ru/d1/b6/eb/d1b6eb7c0f70542c8d373832e1e8b0d0/984x1968_1_925da8c40f6c0ba83b57d885b3173698@1080x2160_0xRZn2CjvH_9452035921241584099.jpg.webp)
Всё как с машинками — скачиваешь приложение, привязываешь карту, идешь на улицу, берешь самокат, катаешься, потом оставляешь в разрешенной зоне. У сервиса Whoosh это центральные части правого и левого берегов, многие районы пока не охватываются. Нельзя покататься не только в спальниках (Родники, Затулинка, Пед), но и в значительной части Дзержинского, Октябрьского, Калининского районов. У Urent примерно так же.
![Самокат Whoosh L, масса 25 кг, запас хода 45 км при полной зарядке, скорость ограничена до 25 км/ч, номинальная мощность 250 Вт | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/08/49/0c0849adc2a5bde639de4723191388b9/656x438_1:5593_9e4b14e557f98f18c52f815a5f2ac7d2@3000x2000_0xNc3PkuIj_5382443551531338240.jpg.webp)
Итак, попробуем взять самокат у Whoosh. Приложение скачано, Apple Pay настроен. Можно выбрать самокат на карте и забронировать его, а можно подойти к любому на улице и просто отсканировать QR-код, тут «электричка» и заведется. Сервис предоставляет свеженькие самокаты Whoosh L, изготовленные компанией Ninebot (производство электротранспорта). Это такая штуковина весом 25 кг, нашпигованная датчиками, сенсорам и GPS. Запас хода декларируется в 45 км при полной зарядке, скорость ограничена до 25 км/ч, номинальная мощность 250 Вт.
![Цена 4–6 рублей за минуту | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/7f/b8/66/7fb8662d47bc0795b7f183a5b0a09464/656x438_1:5593_735c06ed0be08bebe741a4f5476d5540@3000x2000_0xvusT0G9y_8695673834400163231.jpg.webp)
Цена 30 рублей сразу за факт аренды, потом поминутно 4–6 рублей в минуту (в зависимости от спроса, типа как в такси). Можно купить страховку за 35 рублей, которая покроет возможный ущерб, нанесенный вашему здоровью или другим транспортным средствам, в пределах 300 000 рублей. На карте сразу блокируется депозит в 500 рублей.
![Самокат предупреждает о заряде аккумулятора | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/4b/96/dd/4b96dd3466f3736a2ba3b2897e410a41/410x769_1:5593_1cb6de0532d413eea55699264f55ae7e@410x769_0xobza7b3I_5790611696187857770.jpg.webp)
В начале аренды вы видите степень зарядки аккумулятора и прогнозируемую дальность хода, так можно спланировать маршрут. На моем самокате 60% заряда, прогноз — 1,5 часа катания, или 15 километров.
![Сначала трудно балансировать и трясет на дороге | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/61/83/b1/6183b179a23a598fd7cd465cd8d5cc65/656x438_1:5593_f3a5272cc077a886772b6c1de9af0b3d@3000x2000_0xjTyN4Aev_6064996160656830836.jpg.webp)
На правой ручке — рычажок «газа», есть механические ручки переднего и заднего тормозов. Отталкиваешься ногой, поддаешь «газку» — и всё, поехал. Я на таких «самодвижущихся тележках» еще не ездил, и первое впечатление — как же сильно трясет на тротуарной плитке и как трудно удерживать равновесие! Просто колотушка! Ну да ладно, еду с улицы Урицкого до БЦ «Кронос» на Свердлова, такси туда стоит 79 рублей.
![11 км/ч — оптимальная скорость | Источник: Александр Ощепков](https://n1s1.hsmedia.ru/a9/20/b3/a920b323cd3418a5d2604859db3a7540/656x438_1:5593_8e199793e814681b22c4088bf9cea71a@3000x2000_0xHIBdFVud_6735636712740621195.jpg.webp)
Как же много, оказывается, у нас в центре тротуарной плитки и как же некомфортно по ней ехать — каждый стык отзывается тряской, а преграды в виде дренажных каналов — просто ударом по всему организму. На асфальте получше, но только если он ровный. На старом разбитом асфальте — такая же тряска. С непривычки тяжело балансировать, быстро устают ноги. Может, на проезжую часть выехать, где асфальт поровнее? Нет, пока боюсь. И еду со скоростью до 11 км/ч, быстрее тоже страшно.
![Человек на самокате приравнен к пешеходу | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/a0/f6/4b/a0f64bef5c2d8ef56644ff99c6e31f97/656x492_1:5593_ab01cc8fd9593af7f26877c0c6b26603@3000x2250_0x6vIV4GNe_1325102315904310852.jpg.webp)
Юридически такой штуки, как электросамокат, в наших ПДД пока не существует, так что и езда на нём по дороге или тротуару не является нарушением. Самокатчик — это фактически пешеход, ведь, согласно Правилам дорожного движения, «к пешеходам приравниваются лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства».
По сложившейся сейчас практике электросамокаты мощностью до 250 Вт не считаются транспортными средствами и не требуют никаких водительских прав. Сами сервисы позиционируют самокаты поближе к велосипедам и рекомендуют не выезжать на проезжую часть, пользоваться велодорожками и «быть максимально аккуратным на тротуарах».
![Справа — синий самокат Urent | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/75/14/7d75142d114eb9759af28a53eb257b96/656x492_1:5593_7fc94d2e2fb19d0bd35426c5227ba2d1@3000x2250_0x9xYK7CDh_1643417019154035533.jpg.webp)
Тем временем добираемся до пункта назначения, цена поездки — 66 рублей. Не шибко-то дешевле такси. Ладно, протестируем другой сервис, Urent, у которого минута стоит три рубля. Синие самокаты Ninebot тут слегка потрепанные, с надписью «Московский прокат», видать, немало отходили по столице. Сама модель компактней и легче, но на неровностях трясет еще сильнее. Что неприятно поразило: тормоз — не механическая ручка, а какой-то электрический рычажок, замедление самоката очень вялое. Со скорости 10 км/ч тормозной путь — 2,5–3 метра.
![Если ехать медленно, то выйдет дороже | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/04/6c/35/046c35a5dffb03300c18342bea16b998/820x722_1:5593_742b302bb42cafb9c48f87cbf0a3d246@820x722_0xn1d9WUCB_6365659803947094557.jpg.webp)
Маршрут от консерватории на Советской до Нарымского сквера обошелся мне в 99 рублей (ехал медленно), такси было бы 79 рублей.
![На стоянке конкурентов самокат не припаркуешь | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/96/76/43/96764372d1b13383638d593514b1d714/656x492_1:5593_b518f6709b0d800eca78718e2632efda@3000x2250_0x5VJQMkjh_2469501698446519494.jpg.webp)
Припарковать самокат на «вражеской» стоянке, где стоят аппараты Whoosh, не получилось, приложение говорит, давай, мол, ищи другое место. В ста метрах удалось наконец завершить аренду. Дальше хочу ехать на Whoosh.
![Такси и самокат от цирка до НГС | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/12/35/f8/1235f8cefd388508881c65f6c97f8667/835x689_1:5593_02e3081eae563d75c7f5334efe962f51@835x689_0ximRTjoaP_6396143975330335592.jpg.webp)
От цирка до здания на Ленина, 12 добираюсь уже уверенней и за 10 минут, плачу за это 80 рублей (такси было бы 134 рубля).
![Приготовьтесь нести ответственность за имущество | Источник: Дмитрий Косенко](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/30/44/1c30449c880091e072c10147c4507b1c/656x492_1:5593_e20a925f7663929b6c5f23919cb39bff@3000x2250_0xKQ9qFygy_3016017797065196103.jpg.webp)
Первые итоги: ноги болят, спина ноет, но интересно, забавно. Как досуг, развлечение, легкая прогулка по центру — однозначно да. Сервисы проката позиционируют электросамокаты еще и как полноценный транспорт, чтобы добираться «от офиса до метро или от офиса до кофейни». Те, кто живет в центральной части Новосибирска, могут попробовать добираться на самокате до работы и обратно в теплое время года.
А еще это неплохая физическая активность, ведь, несмотря на то что вас везет электромотор, вы всё равно удерживаете равновесие, тратите силы, мускулатура у вас работает. Как физкультура тоже пойдет.
А что с ответственностью за имущество? Вот что говорит оферта Whoosh.
4.4.2 В случае если Арендатор до начала использования не уведомил Арендодателя о существующих повреждениях или иного рода ухудшениях Электросамоката, Арендатор признает себя виновным в причинении повреждений во время проката им Электросамоката.
8.8 Риск случайной гибели или случайного повреждения Электросамоката с момента нажатия в мобильном приложении кнопки «Начало поездки» и до момента завершения аренды несет Арендатор.
То есть в случае чего с вас могут взыскать ущерб, в том числе через суд. Кроме того, полагаются различные штрафы, как в каршеринге. Например, за езду вдвоем, за перевозку детей, за полный разряд аккумулятора (весьма спорный момент) — штраф 5000 рублей. За езду в пьяном виде, за езду с одной рукой, за езду по переходам (надо идти пешком) — 7000 рублей.
А если нарушить этот пункт: «Электросамокат должен быть возвращен Арендодателю в технически исправном состоянии, без каких-либо повреждений», то штраф будет 35 000 рублей. И плюсом — возмещение ущерба.
У сервиса Urent штрафная политика мягче, но ответственность за имущество не снимается: «В случае причинения вреда (повреждения) средству передвижения пользователь обязан возместить арендодателю причиненный ущерб в размере, определяемом арендодателем». К примеру, за утрату самоката с вас возьмут 45 000 рублей.
Самокат — перспективный общественный транспорт?