В окончательном, третьем, чтении Госдумой принят законопроект «Об организации дорожного движения». Его формальное назначение: привести к единому знаменателю законодательную базу и разграничить полномочия федеральных и местных органов власти. На деле же, опасаются эксперты, он создаст легальные предпосылки к «коммерциализации» городского пространства.
Платный въезд и «фейсконтроль»
Законопроект зрел весь прошлый год, и наиболее спорным моментом считалось разрешение муниципалитетам устанавливать платный въезд в города или его районы, наподобие лондонской практики (congestion charges). Против этого высказывались и некоторые законотворцы, в частности, первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков заявил агентству ТАСС:
— Согласно конституции, у нас существует единое экономическое и транспортное пространство, свободное перемещение товаров и услуг, а в документе налицо противоречие этому принципу.
По его мнению, введение подобных ограничений может привести к социальному взрыву.
В результате разрешение устанавливать плату за въезд в определенные зоны из законопроекта изъяли, но де-факто сохранили ряд ограничений, которые позволяют манипулировать городским пространством.
Документ разрешает вводить временные ограничения или полный запрет на въезд или проезд для автомобилей, которые не удовлетворяют определенным критериям, например, заданному экологическому классу. Соответствующие знаки уже есть в Правилах дорожного движения. С их помощью можно ограничить въезд в центры городов или спальные районы машинам, чей экологический класс ниже, допустим, четвертого.
Допускается «дискриминация» по другим признакам, например, по количеству пассажиров в салоне. Власти смогут разрешить выезд на отдельные полосы только машинам, в которых есть кто-то помимо водителя. Эта мера, по замыслу, побудит водителей охотнее подвозить знакомых и коллег по работе, избавляя город от лишнего транспорта. Такой подход используется в некоторых европейских странах, хотя и не всегда популярен у населения.
— У нас встречаются выделенные полосы для машин с пассажирами, — рассказывает проживающая в Испании Мария. — Как-то был пойман человек, который ездил один, усадив на пассажирское кресло манекен в одежде, парике и очках.
Закон может стать удобным инструментом для улучшения экологической обстановки городов, если использовать его возможности с умом. К сожалению, есть риск неграмотного или корыстного его применения местными властями. Так, запрет на въезд транспорта с экологическим классом ниже пятого в окрестности транспортной компании может вынудить ее собственников регулярно платить штрафы или экстренно обновлять автопарк. Либо решать вопрос другим путем.
Платные парковки — на откуп муниципалитетам
Законопроект расширяет полномочия местных властей с точки зрения организации платных парковок: они определят места и категории автомобилей, с которых взимается плата.
Видимо, для «положительного имиджа» нового законопроекта, особый акцент делается на ограничениях для властей. Так, руководство муниципалитетов должно обеспечить бесплатную парковку возле социально значимых учреждений: больниц, детских садов, школ, а также на участках, находящихся в общедомовом владении жильцов многоквартирного дома.
Тарифы на платную парковку также не станут свободными — их определит нормативная сетка, которую разработает Минтранс.
Муниципалитеты получают право строить парковки на придомовых территориях, и хотя в законе есть уточнение «с учетом мнения собственников», остается возможность манипулировать этой нормой, особенно в условиях дефицита парковочного пространства.
Большое внимание привлек «белый список» структур, автомобили которых получают право бесплатной парковки при выполнении служебных заданий: это ФСО, Росгвардия, Следственный комитет, военная полиция и т. д. При этом председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев пояснил, что в самом законопроекте перечня нет, и право разрешать бесплатную парковку тем или иным категориям автомобилей будет опять же у местных властей.
Несмотря на все ограничения, многие эксперты подчеркивают риски превращения городского пространства в сплошную платную парковку. Председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов считает закон сырым и однобоким.
— Много полномочий дается местным властям: даже организация платных парковок и даже на придомовых территориях! — восклицает депутат. — Этот законопроект полностью ориентирован на создание платного парковочного пространства и на очень серьезное ограничение въезда в города определенных категорий транспорта. Очень много в нем условных трактовок: нормы могут применяться, а могут и не применяться, четкости нет, что также вызывает вопросы. Целый год законопроект был в подвешенном состоянии, и теперь, перед новогодними праздниками и завершением сессии Госдумы, его решили оперативно протащить.
Как и в случае с недавней идеей Минтранса о создании зон «успокоенного движения», неплохая по сути задумка может привести к увеличению хаоса, если будет применяться без здравого смысла или корысти ради.
Впрочем, законопроект, даже в случае одобрения Советом Федераций и президентом, вступит в силу через год после опубликования, а его реальные плоды мы почувствуем еще позже.
Поддерживаете ли вы повсеместное распространение платных парковок?
Артём Краснов
Фото: Олег Каргаполов