Не знаю, как в других регионах, но на Урале и в его окрестностях дороги развалились основательно, и бывали дни, когда в особенно злополучных местах стояла дюжина машин с аварийкой и спущенными колесами. Что делать, если колесо или подвеска уничтожены в особенно крупной выбоине?
К слову, в этом году одной из причин быстрой деградации дорог, помимо просчетов дорожников, стала «знакопеременная» зима, в течение которой дороги то замерзали, то оттаивали. Например, по данным климатического мониторинга, в декабре 2015 года в Челябинске температура переходила через ноль семь раз, тогда как в декабре 2014 года это случалось лишь трижды. В марте почти половину дней температуры бросало из тепла в холод. Добавим к этому плохую уборку снега, который насытил дороги влагой в режиме «анлим», и получаем идеальные условия для превращения мелких трещин в большие проблемы.
Получение компенсации с дорожников за пробитое колесо — тема весьма путанная и многогранная, и все нюансы, как правило, выясняются уже в процессе разбирательств. Поэтому я собрал шесть базовых принципов, знание которых облегчит дальнейшие споры.
Повреждение автомобиля в результате наезда на яму является ДТП. Несмотря на прошлогодние послабления, уведомление полиции в этом случае обязательно. Дежурный по телефону может предложить вам оформить происшествие без участия сотрудников ГИБДД либо же скажет ждать экипаж. При звонке обязательно уточните фамилию и должность дежурного, который разрешил вам оформлять ДТП самостоятельно. И помните, что если вы уедете с места без уведомления полиции, а затем попробуете взыскать ущерб с виновника, вас могут обвинить в оставлении места ДТП.
Вне зависимости от способа оформления вы должны составить схему происшествия, а также выполнить фото и видеосъемку. На записях должно быть видно расположение автомобиля относительно неподвижных объектов дорожной инфраструктуры и домов, конфигурация ямы и, по возможности, повреждения.
Яму необходимо измерить (можно заснять процесс на видео), поскольку в России существует ГОСТ на дорожные изъяны. Если их размер превышает 60х15х5 см, шансы выиграть дело наибольшие. Есть также нормативы на выступание люка, решетки и так далее — подробнее в ГОСТ Р 50597–93.
Вам придется обосновать невозможность избежать ДТП. Грубо, если на фото видна полностью разрушенная дорога, состояние которой не вызывает сомнения, вас обвинят в нарушении п. 10.1 ПДД, который требует выбирать скорость в соответствии с состоянием дорожного покрытия. Вам придется обосновывать, что выбоина появилась внезапно и вы не были в состоянии избежать наезда. Фактор внезапности — это лужа с глубокой ямой, незакрепленный колодезный люк, одиночная яма в условиях плохой видимости и т. д. Подобные обстоятельства нужно тем или иным образом зафиксировать и привлечь на свою сторону свидетелей.
Главный вопрос: кому предъявлять претензию? Если вкратце, то организации, отвечающей за содержание данной дороги. Дворовые территории — это зона ответственности управляющих компаний. Улицы и шоссе, как правило, находятся в ведении администраций соответствующих муниципалитетов или регионов. К сожалению, в дорожном строительстве распространена схема многоуровневых подрядов, поэтому найти крайнего за один-два звонка удается редко. Но все-таки этот крайний существует, и нередко его поиску могут поспособствовать сотрудники ГИБДД, оформляющие инцидент. При этом за выбоину на данном участке может отвечать одна организация, а за незакрытый колодезный люк — другая.
Размер ущерба определятся путем автотехнической экспертизы, на которую желательно пригласить представителя организации, отвечающей за дорогу. Естественно, экспертизу нужно делать до ремонта.
Ну и напоследок: компенсация ущерба — дело муторное. И все же слава тем, кто не поленился: если подобная практика войдет в моду, у подрядчиков появится дополнительный (а может быть, и единственный) мотив следить за состоянием полотна.
Артём Краснов
Фото: Фото автора