Стремительный рост цен на новые автомобили напоминает театр абсурда, поэтому россияне все чаще поглядывают на вторичный рынок. Пятнадцать последних лет продажи машин росли как на дрожжах, поэтому выбор б/у автомобилей сегодня велик. Мы проанализировали разные стратегии покупки и связанные с ними риски.
Игра на повышение
Подержанный автомобиль за те же деньги всегда будет больше, мощнее и/или комфортнее нового. По соотношению цена/качество грамотно выбранная «бэушка» всегда обставит новую, по крайней мере если учитывать только стоимость покупки (а не эксплуатации).
В таблице ниже мы собрали примеры автомобилей разных лет для соответствующих ценовых диапазонов. Рынок вторичных авто бесконечно многообразен, а цена не имеет жестких нормативов, поэтому не спрашивайте, почему в таблице нет той или иной модели. Информация приведена лишь для ориентирования в вопросе.
Выбор моделей разных лет в заданном диапазоне цен*
*По данным сервиса «Автообъявления» нашего сайта. Выбирались модели, представленные в данном ценовом диапазоне как минимум пятью предложениями, с фотографиями, в типичной комплектации, без видимых повреждений. Указан пробег, заявляемый продавцом (может быть заниженным).
Контрастный пример: за стоимость средне оснащенной Lada Vesta можно подыскать BMW X5 с мощным мотором, полным приводом, кожаным салоном, электропакетом и бандитским имиджем в качестве бонуса. Понятно, что этот «бумер» будет лет 12 от роду, а истинный пробег его знает только тот, кто скручивал одометр. К слову, привязка транспортного налога к мощности здорово обесценила подержанные автомобили с мощными моторами, поэтому за стоимость той же «Гранты» можно найти и совсем уж умопомрачительные варианты, вроде Mercedes-Benz S500.
Впрочем, большинство из нас подбирает менее экстремальные варианты, и если брать диапазон до 5 лет, за стоимость новой машины, как правило, можно взять подержанный авто на ступень выше классом. Например, кроссовер вместо легковушки или автомобиль С-класса вместо В-класса.
Плюсы и минусы новой
Основной плюс нового автомобиля: чистая история. Вы получаете машину с нулевым пробегом, действующей гарантией и максимальным «запасом прочности».
Облегчить покупку помогают скидки и подарки дилеров, в частности, сегодня большинство компаний распродает остатки 2015 и даже 2014 годов по «старым ценам» (впрочем, все равно пугающим). Зимой, как правило, можно выторговать в подарок зимнюю резину.
Для новых машин предлагаются кредиты по сниженным процентным ставкам (вплоть до 0%) и более гуманные тарифы на страховку каско.
Новую машину проще выбирать, особенно если вы не слишком разбираетесь в технике: нет нужны оценивать актуальное техническое состояние. Наконец, некоторые любят новые автомобили исключительно по субъективным причинам: запах свежего салона, нетронутая гладь кузова...
Однако есть у новой машины и минусы, например, быстрая потеря стоимости в первые годы эксплуатации, что особенно заметно для дорогих и/или неликвидных моделей.
Потеря стоимости автомобиля, руб.*
*Указана средняя стоимость выбранной комплектации. Цена автомобиля может меняться в зависимости от состояния, пробега, срочности продажи, комплектации, типа силового агрегата и региона.
Новый автомобиль зачастую требует дооснащения мелкими допами, которые для «бэушек» предлагаются «по умолчанию»: защита картера, коврики, сигнализация. Все это может добавить к цене еще этак 50 тысяч рублей. Наконец, многие боятся новых машин из-за драконовских расходов на дилеров, что справедливо лишь отчасти: накрутка на запчасти и работы у «официалов» значительная, однако ощутимую нагрузку на бюджет это возлагает на пробегах от 40-60 тысяч километров. До этого срока плановые ТО стоят сравнительно недорого и съедают в 3-5 раз меньше средств, чем расходы на бензин при соответствующем пробеге.
Три риска подержанного авто
Подержанный авто всегда будет пышнее нового за те же деньги и, вероятно, принесет больше удовольствия. Но с одной оговоркой: если это «чистый» автомобиль, который правильно выбран и стоит своих денег. Невредно иметь в виду и подводные камни покупки на вторичном рынке.
Первый негативный сценарий: автомобиль находится в залоге у банка (ломбарда) или в угоне. В России еще только формируется полноценная база данных залоговых машин, пестрящая «дырами», и сегодня практически нет способа стопроцентно узнать залоговый статус автомобиля. Купив автомобиль, который предыдущий хозяин приобрел в кредит и не расплатился до конца, вы рискуете остаться и без денег, и без машины: таковы особенности российского законодательства. Подробнее о том, как этого избежать, – в специальном материале «Как не нарваться на кредитный авто». Риски особенно велики для покупателей сравнительно новых машин (до 5 лет). При этом в кризисные времена продажа залоговых авто приобрела особый масштаб: падение уровня доходов вынуждает многих в срочном порядке избавляться от кредитных авто.
Схожая опасность – купить угнанную машину, причем проверка по базам данных ГИБДД зачастую не дает полной защиты от темного прошлого. В группе риска – угоняемые модели, среди которых много популярных, например, Toyota RAV4 и Ford Focus.
Второй риск: связаться с битым автомобилем, под «напомаженным» кузовом которого скрывается ворох проблем. Сам по себе факт битости не должен быть причиной отказа, особенно если автомобиль в возрасте: мелкие происшествия с ним практически неизбежны. Не стоит преувеличивать значение скола на капоте или последствий легкого удара в крыло. Однако на рынке полно автомобилей, попавших в серьезные ДТП, что привело к нарушениям геометрии кузова. Их восстанавливают для продажи простаку, которому «главное, чтобы блестело». Быстрое появление коррозии, потеря кузовом жесткости, невозможность отрегулировать развал-схождение колес – вот далеко не полный список проблем с некачественно восстановленной машиной. По большому счету, клиент волен покупать автомобиль в любом состоянии, даже «предсмертном», главное не переплатить за аварийный авто, как за «небитый, некрашенный». О способах выявления проблемных авто – в нашем специальном репортаже.
И третья опасность: связаться с автомобилем, который потребует затратного ремонта вследствие износа или поломки дорогостоящих узлов. Чем дороже и старше автомобиль, тем больше этот риск, и это одна из причин относительной дешевизны премиальных машин в возрасте 10-15 лет. Эпоха «вечных автомобилей», которые могли наматывать миллионы километров, закончилась где-то на рубеже XXI века, и сегодня большинство дорогих автомобилей напичканы таким количеством сложных узлов и электроники, что в преклонном возрасте могут обанкротить владельца.
В России нет адекватного рейтинга надежности, и разговор о неубиваемости той или иной модели зачастую скатывается в область спекуляций и личного опыта. Но можно обратиться к рейтингу английской компании WarrantyDirect, которая оценивает автомобили по средней стоимости и частоте ремонтов. Например, если один из лидеров рейтинга, Mitsubishi Lancer, требует ремонтов со средней стоимостью 69 фунтов, то BMW 7, который в подержанном состоянии можно купить за сравнимые с «Лансером» деньги, обойдется при ремонте чуть ли не в 10 раз дороже (средний ремонт – 625 фунтов). Ремонт Audi Q7, по данным компании, стоит в среднем 743 фунта, Mercedes-Benz GL – 570 фунтов.
Помимо визуального осмотра, существуют инструментальные методы выявления скрытых проблем с автомобилем. Так, популярной методикой оценки кузова является измерение толщины лакокрасочного покрытия специальным прибором – толщиномером. Процедура несложная и сравнительно быстрая (30-40 минут). Прибор выявит зоны, где толщина покрытия существенно отличается от заводской, что свидетельствует о ремонте и окраске данного элемента.
Хороший способ подстраховаться от технических рисков: провести комплексную диагностику кузова и механических компонентов автомобиля. Услуги предлагают как выездные эксперты, так и автосервисы: здесь машину водрузят на подъемник, оценят состояние ходовой части, проверят геометрию кузова, продиагностируют двигатель. К слову, если продавец наотрез отказывается проводить диагностику автомобиля, ему, вероятно, есть что скрывать.
В любом случае не стоит гоняться за самым дешевым вариантом: подозрительно низкая цена, как правило, объясняется проблемами с автомобилем – по крайней мере выясните их до покупки.
Резюме
Новый или подержанный? Ответ завит от того, что для вас важнее: минимум хлопот в первые годы или оснащенность, размер и престижность автомобиля?
Выбирая подержанный авто, взвешивайте свои силы и потребности: больше, мощнее и сложнее – это не всегда плюс.
Для автомобилей в возрасте до 5 лет максимально тщательно проверяйте залоговый статус (подробнее). Угоняемые модели проверяйте на криминальное прошлое.
Оценивайте состояние кузова автомобиля визуальными или инструментальными методами (подробнее). С подозрением отнеситесь к чрезмерно чистому кузову у возрастного автомобиля. Не придирайтесь к мелочам.
Проведите диагностику дорогостоящих узлов, в частности, двигателя, коробки передач, электроники и ходовой части. Вложенные в диагностику деньги окупаются многократно.
Слушайте интуицию: многие люди способны распознать мошенника или проблемную машину по неявным признакам, поэтому не заставляйте себя покупать вариант, к которому не лежит душа.
Свой нынешний авто вы купили в возрасте:
Фото: Фото автора