По-настоящему странные и зрелищные одновременно аварии в Новосибирске, как и в любом другом городе, происходят не так уж часто. Но в конце прошлой недели в Советском районе случилось именно такое: старенькая Toyota Caldina прямо под камерой видеонаблюдения эффектно влетела в маневровый тепловоз на переезде. На первый взгляд однозначная ситуация резко перестала быть таковой, едва в сети появилась видеозапись эпизода, на которой отчетливо видно: водитель не пропустил появление поезда, мечтательно глядя в телефон, а изо всех сил пытался затормозить. НГС посмотрел запись аварии с автоюристом, адвокатом Марией Соловьевой, чтобы понять: что именно произошло на улице Русской, и может ли автомобилист винить в аварии кого-то, кроме себя.
Эта авария произошла еще в пятницу, 10 января, и первым делом вызвала у подписчиков автомобильных пабликов и комментаторов на НГС приступ остроумия. Среди бела дня водитель Toyota Caldina умудрился не заметить целый тепловоз — чтобы так столкнуться, надо было сильно постараться. Старенькая иномарка влетела в локомотив ровно в тот момент, когда он полностью перекрыл улицу Русская — и на месте немедленно возникла глухая и безнадежная пробка.
— Поезд неожиданно вылетел из-за угла? — риторически удивился Гость в комментариях к первой новости об аварии.
— Тепловоз, наверно, решил, что он без вагонов и успеет проскочить, но у Toyota фиг проскочишь, — в этот момент иронизировала в комментариях паблика АСТ-54 Инга Б.
— Такое ощущение, что он специально под поезд заехал, — вторил Евгений Х.
— Он же поезд, объедет, — резюмировал Евгений Х.
И то верно: в ситуации, когда на переезде, да еще на регулируемом, автомобиль все же сталкивается с движущимся составом, виноват почти всегда оказывается водитель: и ПДД, и здравый смысл недвусмысленно советуют ему не выяснять, у кого транспорт крепче. Но едва Западно-Сибирская транспортная прокуратура опубликовала 8-секундное видео инцидента, у многих пользователей интернета появились резонные вопросы.
— А где сигнализация на переезде, она что, не работает? Судя по расположению, тепловоз двигался со стороны бетонного завода, он там появляется неожиданно, из-за угла выворачивает. Toyota его не могла видеть из-за деревьев, а ехавшие навстречу ей — из-за зданий, — заметил Гость в комментариях к новости на НГС. — Если не работает сигнализация, что-то такое рано или поздно должно было произойти. В этом месте переезд должен быть с шлагбаумом или, на худой конец, регулировщик должен выходить и перекрывать движение автотранспорта.
— Тепловоз разве не должен звуковой сигнал подавать на переезде, раз дежурного нет? — тоже не удивился невнимательности водителя Валерий Г. — Что-то [ситуация] на видео [выглядит], как будто они друг друга в засаде ожидали.
Самые же внимательные подписчики заметили: водитель вовсе не мчал на всех порах навстречу маневровому, а наоборот делал все, чтобы этой самой встречи избежать:
— Может меня зрение подводит, но у автомобиля колеса заблокированы с самого начала видео, — заметил Александр П. — Жаль, что запись так обрезали. Возможно, он там метров 15 протормозил, как увидел или услышал.
— Да, видно, что тормозил… Жалко машинку, — подтвердил его наблюдения Валерий Г.
Возможно, ситуация показалась неоднозначной и сотрудникам Западно-сибирской транспортной прокуратуры: вскоре ведомство решило изучить все обстоятельства необычного ДТП. А НГС узнал у автоюриста, может ли оказаться в этой аварии виноват хоть кто-то, кроме водителя Toyota.
По мнению Марии Соловьевой, на дорогах бывает всякое… но только не в этом случае. Даже если не брать в расчет, что на дороге не заметно даже колеи, а когда перестали работать светофоры (на фото они выключены), непонятно, врезаться в маневровый тепловоз очень и очень сложно. Во-первых, он действительно издает шум при движении, во-вторых, видимость днем отличная: на улицу Русскую маневровый все же не сразу телепортируется из-за угла.
Да и «заблокированные» колеса могут оказаться слишком поздно нажатым тормозом.
— Во-первых, водитель нарушил пункт 10.1 ПДД [выбрав скорость без учета всех нюансов дорожной обстановки], железнодорожный переезд — место повышенного внимания и контроля, — обратила внимание Мария Соловьева. — Во-вторых, [он нарушил] пункт 15.1 ПДД. Согласно ему, водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду.
Согласно пункту 15.2 Правил дорожного движения, при подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда. Тут, правда, не ясно, было ли оборудование на переезде исправно… но водителя это все равно не извиняет.
— На видео не ясно, работал ли светофор или был ли какой-то сигнал о приближающемся составе. Но, несмотря на это, возвращаясь к пункту 10.1 ПДД, водитель обязан был соблюсти все меры предосторожности при пересечении переезда и убедиться, что путь свободен, — напомнила автоюрист.
Так что виновным в итоге, вероятнее всего, признают именно автомобилиста: тепловозу, хоть он и маневровый, сманеврировать бы точно не удалось. За нарушение правил движения через железнодорожные пути (статья 12.10 КоАП РФ) водителя могут наказать штрафом в 5 тысяч рублей или лишить прав на срок от 3 до 6 месяцев.
Ранее НГС писал о том, как пассажирский автобус вытолкал кроссовер на соседнюю полосу и протащил его по Бердскому шоссе.