В Новосибирске впервые за пять лет резко повышаются цены на проезд в общественном транспорте — областной департамент по тарифам утвердил новые цены на год вперед. С 1 февраля на 3 руб. дороже придется заплатить за поездку в метро, троллейбусах, трамваях и маршрутных такси. Для некоторых отдаленных маршрутов, которые возят пассажиров в Бердск, Академгородок и Кольцово, цена поднимется на 5 руб. Перевозчики недовольны — некоторые из них рассчитывали на двукратный рост цен, чтобы не только выживать на рынке, но и развиваться. Почему стоимость проезда подорожала и станут ли после этого пассажирские перевозки более комфортными — в материале НГС.НОВОСТИ.
15 января состоялось заседание комиссии областного департамента по тарифам — по решению экспертов, стоимость проезда на всех видах городского общественного транспорта с 1 февраля поднимется на 3 руб., сообщила руководитель департамента Наталья Жудикова.
в трамвае и троллейбусе — 16 руб. (вместо 13). Таксомоторные перевозчики с маршрутом до 15 км поднимут цену билета с 15 до 18 руб., с маршрутом более 15 км — с 20 до 23 руб.
На пригородных и отдаленных маршрутах проезд подорожает на 5 руб. — поездка в Академгородок на маршрутке № 1235 обойдется в 40 руб., № 1015 и 15 (вокзал «Новосибирск Главный» – Цветной проезд) — 45 руб. В микрорайон «Щ», Нижнюю Ельцовку, на ул. Демакова и до «Вектора» с Речного вокзала можно будет уехать за 35 руб., в Бердск на маршрутке № 321 — за 50 руб.
По мнению г-жи Жудиковой, в итоге экспертам удалось соблюсти «приемлемый баланс» между интересами пассажиров и растущими потребностями транспортных предприятий. По ее данным, метрополитен хотел поднять тариф до 21 руб., перевозчики, работающие на автобусах, надеялись на 18–26 руб., на маршрутных такси — на 29–30 руб.
Наталья Жудикова напомнила, что тарифы, по которым перевозчики возят сейчас, не пересматривались с 1 января 2011 года. Тогда проезд в автобусах подешевел с 16 до 14 руб., а в некоторых «ГАЗелях» после того, как расценки привязали к протяженности маршрута, стоимость поездки опустилась до 15 руб.
Причиной пересмотра тарифов в 2013 году стали новые расходы, которые за 2,5 года легли на плечи перевозчиков, объяснила Наталья Жудикова.
Среди них рост цен на ГСМ, потребность в ремонте ветшающих вагонов метро и необходимость исполнять новые нормативно-правовые акты федерального правительства. Например, с 2013 года вступает в силу 67-ФЗ об обязательном страховании пассажиров. По подсчетам перевозчиков, это будет отнимать, в среднем, по 60 копеек с каждой оплаченной поездки.
Наталья Жудикова подчеркнула, что департамент только разрешил перевозчикам поднять цену на 20 %, но не обязал их это делать. Но идея о том, чтобы возить дешевле, не вызвала воодушевления у перевозчиков, с которыми беседовала корреспондент НГС.НОВОСТИ. Директор ПАТП-4 Геннадий Палков не скрывает, что решением комиссии крайне недоволен. По его словам, тариф 17 руб. — это ниже себестоимости поездки.
«В этом тарифе нет инвестиционной составляющей, которая пойдет на обновление подвижного состава. Он только обеспечит затраты, которые (перевозчики) несут на ремонт и остальные мероприятия, чтобы качественно перевозить пассажиров и осуществлять безаварийные перевозки», — выступил в защиту перевозчиков президент некоммерческого партнерства «Транспортный союз Сибири» Валерий Новоселов.
В ООО «Автоальянс» (маршруты № 1004, 1125, 1212, 1135 и 1060) надеются постепенно обновить парк. Сейчас у большинства перевозчиков истекает 5–6-летний срок действия договоров с мэрией, и предстоят конкурсы — новые автобусы могут стать единственной возможностью, чтобы остаться на рынке. Представитель одного из транспортных предприятий города на условиях анонимности посетовал, что за последние 5–6 лет тарифы серьезно не повышались, из-за этого перевозчики «серьезно просели» — парк устарел, а хорошие водители из-за низкой зарплаты ушли работать на грузовом транспорте.
Директор МУП «Пассажиртрансснаб» (оператор системы «Электронный проездной» в Новосибирске) Виктор Омельченко заверил, что с ростом стоимости проезда во всех видах муниципального транспорта сохранится скидка в один рубль для пользователей Единой транспортной карты. Школьники и студенты по-прежнему будут оплачивать 50 % стоимости проезда (но одна поездка обойдется не в 6,5, а в 8,5 руб.). На льготных категориях граждан, которые пользуются социальной картой, рост тарифов не отразится, заверили в пресс-службе губернатора и правительства НСО.
После того, как новые расценки вступят в силу, Новосибирск обгонит сибирские города по стоимости проезда.
Позади останутся Красноярск, где тариф в трамваях и троллейбусах составляет 14 руб., а у частных перевозчиков — 16 руб., и Омск, где с января автобусы возят за 16 руб., а маршрутки — за 18 руб. Впереди будут Москва и Санкт-Петербург, где поездка в метро стоит 28 руб., а услуги наземного транспорта — 20–25 руб.
Ведущий научный сотрудник Института экономики СО РАН Владимир Клисторин предположил, что, хотя формально рост тарифов обычно привязывается к ценам на ГСМ, в реальности и перевозчики, и власти отталкиваются от роста доходов населения и благосостояния горожан. Он напомнил, что услуги общественного транспорта обычно дорожают рывком, а затем замораживаются, пока рентабельность перевозок не упадет до катастрофически низкого уровня. Если перевозчикам не назначат новый налог, «запаса прочности» новым тарифам хватит примерно на два года, считает экономист.
Дарья Староверова
Фото thinkstockphotos.com