В новосибирском метро продолжается установка автоматов по продаже жетонов — теперь их девять на четырех станциях. И хотя метрополитен выполнил свое обещание, доведя количество приобретенных автоматов в 2007 году до 11 штук, два из всей партии еще не установлены из-за возникших технических сложностей. По признанию начальника службы движения Новосибирского метрополитена Владимира Псеровского, эта техника не слишком проста в эксплуатации, но в ней метрополитеновцы видят реальную возможность сокращать очереди в кассы в обычное время и успевать обслуживать пассажиров при непредсказуемом росте пассажиропотока. Этим обусловлен тот факт, что новосибирская «подземка» пошла по собственному пути, концентрируя автоматы по 2–3 на узловых станциях, где они становятся реальной альтернативой обычным кассирам.
Автоматы по размену монет на «пятачки» были в новосибирской «подземке» еще в советские годы. Первый автомат нового типа с купюроприемником и возможностью получать сдачу был установлен 25 мая 2007 года на станции метро «Площадь Ленина». За раз автомат продает не более 9 жетонов, принимает к оплате купюры достоинством 100, 50, 10 рублей, монеты — 5 рублей, 2 рубля, 1 рубль и выдает на сдачу монеты двух видов — 5 рублей и 1 рубль. Первый автомат специально поставили на самой близкой станции к зданию Управления метрополитена (около театра «Глобус»), чтобы технические специалисты могли оперативно устранять недостатки.
По словам господина Псеровского, новосибирскому метро было непросто вернуться к автоматической продаже жетонов: «Не так-то легко было найти поставщиков, но они специально приспособили свое оборудование под решение наших задач». В своих поисках новосибирцы обзвонили все метрополитены страны. Самый крупный метрополитен в России, не отказавшийся от жетонов, — Санкт-Петербургский. При стоимости проезда 14 рублей автоматы продают в северной столице по 7 жетонов за 100 рублей. Как рассказала корреспонденту НГС.НОВОСТИ пресс-секретарь питерского метрополитена Юлия Шавель, в будущем они, возможно, полностью перейдут на смарт-карту — аналог новосибирской ЕТК, но сейчас их устраивает соседство двух систем. В свою очередь обязательным требованием Новосибирского метрополитена было, чтобы автомат выдавал сдачу. Первый экземпляр имел существенные проблемы по программному обеспечению и другие технические недоработки. Владимир Павлович признает, что шероховатости есть и сейчас: «Чисто они не работают».
Несмотря на то что правила пользования указаны на автомате, с непривычки или от невнимательного чтения инструкции, когда сзади напирают другие пассажиры, возникают казусы. Так, корреспондент НГС.НОВОСТИ был очень удивлен отказом «железного кассира» принять в оплату 10-рублевую монету. Пришлось обратиться к его «биологическому» коллеге. «Мы увеличиваем парк. Вообще у нас 11 автоматов, но два находятся в доработке. И мы планируем еще штук пять прикупить, но пока конкретно об этом говорить рановато», — сетует Владимир Псеровский.
Стоимость первого автомата по продаже жетонов была равна 70 тыс. рублей. За полгода производитель поднял цены, и теперь метрополитен уже раздумывает над предложением — 105 тыс. рублей за штуку.
В Новосибирске автоматы по продаже жетонов стараются по одному не ставить. «Можно было бы сейчас их «размазать» по одному на станцию, но это бы ничего не дало. Мы хотим сгруппировать их на крупных станциях там, где большой пассажиропоток, чтобы как минимум сбить очереди в кассы», — сообщил господин Псеровский. По его словам, в течение ближайших дней все установленные автоматы будут отлажены и начнут работу.
Автоматы по продаже жетонов работают на станциях метро «Заельцовская» (2), «Площадь Ленина» (3), «Студенческая» (1) и «Площадь Маркса» (3).
Общий пассажиропоток января в Новосибирском метрополитене традиционно меньше, чем в декабре. В феврале, марте и апреле пассажиров станет больше, а в мае кривая опять пойдет вниз, чтобы потом снова достичь своих максимальных значений в сентябре–декабре.
Начальник службы движения Новосибирского метрополитена считает, что 25 штук — это оптимальное количество автоматов по продаже жетонов при нынешнем количестве станций «подземки».
Владимир Псеровский говорит, что даже один автомат на пл. Маркса хорошо «забирал» пассажиров от касс, которых в вестибюле второго выхода (к магазину «Кристалл») в часы пик требуется шесть штук: «Буквально на один час мы садили туда шесть кассиров, но это очень большая проблема: люди то болеют, то их не хватает». Теперь, когда автоматов станет три, темп продажи жетонов должен еще возрасти. Еще одно «узкое» место метрополитена — это вечерний трафик с «Площади Ленина»: «Если видишь по видеонаблюдению, что появилась очередь, значит один автомат отказал или «подзавис». Стоит его перезагрузить — и очереди уже нет», — сказал господин Псеровский.
Он также сообщил, что именно от качества работы сотрудников метрополитена зависит длина очередей в кассы, а вовсе не от общего роста пассажиропотока и нагрузок в часы пик. Но автоматы, которые работают без перерывов и выходных, помогут новосибирской «подземке» справляться с непрогнозируемым, взрывным ростом пассажиропотока в результате изменения транспортной ситуации. «Например, когда возникают проблемы с движением по Коммунальному мосту — перераспределение пассажиропотока в метрополитен идет уже в середине дня», — заметил господин Псеровский.
Константин Пономарев
Фото Евгении Брыковой