Константин Телегин — один из ведущих актеров театра «Красный факел». Его брутальная внешность — лысина и стильная бородка, — а также яркие характерные роли сделали актера популярным в первую очередь у слабой половины театрального зрителя. Широкая известность пришла к Константину после спектакля, который он, по собственному признанию, терпеть не может. О своей звездной болезни, дифференциации женщин и любви к ним, отношениях с женой и роли «брутальности» в своей жизни актер откровенно поведал в интервью мужскому журналу he.
Справка: Константин Телегин — актер театра «Красный факел», арт-директор ресторана «КаФе». Родился 1 июня 1973 г. (с. Абай, Казахстан). По профессии — актер театра и кино (Барнаульский институт культуры). Женат, трое детей — две дочери (одна родилась буквально на днях) и сын.
Карьера, работа и деньги
Спрошу, как твоего коллегу Павла Полякова спрашивал, — испытывал звездную болезнь?
Да. Это довольно серьезное искушение. Надо понимать это. Главный вопрос, который должен задавать себе человек: «Не г…о ли ты?», как говорил Довлатов. Очень легко превратиться в какашку — очень много искушений: тебя узнают, тебе рады, потом к этому привыкаешь…
Удается справиться со звездной болезнью?
Сейчас я в это уже немножко играю — такой род развлечения. Меня люди узнают, я вижу, как люди начинают что-то испытывать — стесняться, тушеваться. Меня это иногда веселит, иногда трогает. Бывает забавно — перехожу через улицу, и вдруг такой джипяра черный огромный останавливается: «О, братан, здорово! Когда в театр позовешь?». Я стал популярен благодаря спектаклю «Только для женщин». Спектакль, который я терпеть не могу на самом деле, — он очень низкого уровня, очень плохого качества, но принес мне просто дикую популярность. Мне продали в салоне машину с какой-то невероятной скидкой. Потому что хозяин салона смотрел этот спектакль.
Ты так легко выносишь на публику такую оценку спектаклю, который идет в театре, где ты работаешь…
Это мое мнение. Что ж я могу поделать? Тут нечего скрывать: кесарю — кесарево, богу — богово. КВН должен быть КВНом, «Камеди клаб» — «Камеди клабом», «Кривое зеркало» — «Кривым зеркалом»… Нужно уважать эту аудиторию. Есть среди них (зрителей спектакля «Только для женщин». — И.К.), наверное, умные люди… Хотя большинство, наверное, нездоровых людей. (Смеется.)
Почему выбрал именно такую профессию?
Я ничего не выбирал на самом деле. Я восточный человек. Мне кажется, профессия меня выбрала. Я случайно увидел здание института культуры в Барнауле… Я лишь интуитивно понимал, что мне необходимо высшее образование и, скорее всего, гуманитарное. Случайно попался на глаза своему педагогу, который взял меня без экзаменов. Потом поработал в драмтеатре, приехал сюда на фестиваль… И тут меня увидел Кулябин (директор «Красного факела». — И.К.) и пригласил. Нельзя быть, конечно, амебой, но… У меня такой вот подход.
Так ты — амеба?
Нет, я не амеба. Просто это не только мой выбор, но и, скажем, тут выбирает небо. Я солидарен, наверное, с судьбой.
Денег хватает?
Да, у меня в этом смысле счастливая актерская судьба. Обычно актеры, не только провинциальные, но и московские, — это несчастная судьба, полуголодные, но дружные ребята. У меня все в порядке — очень хорошая зарплата в театре, плюс я много работаю в антрепризе, и еще арт-директор ресторана при театре. Я не вынужден, как многие артисты, вести свадьбы, корпоративы — насиловать себя в этом смысле. Я занимаюсь любимым делом и за это получаю еще деньги.
Тебе много денег надо в месяц? Ты сибарит или аскет?
Я застал еще советское время, поэтому у меня нет предрасположенности и какой-то любви к роскоши. Любовь к роскоши должна быть в природе, но часто это происходит надуманно и наигранно, когда человек начинает пускать пыль в глаза. Я стараюсь жить тем, что имею — что имею, то и люблю. Сколько лично надо, не знаю, но 100 тысяч в месяц на семью хватает. Старшая дочь живет отдельно — учится в Барнауле.
На что-то не хватает денег?
Да вроде бы на все хватает. Вот сейчас куплю себе телефон — мой поломался. Не хватает лишь на квартиру. У меня есть жилье — двухкомнатная квартира, но оно не мое — служебное. А чтобы ее «расслужебить», нужны серьезные деньги. Как скопить — не знаю. Но думаю, что все придет в свое время — появится какой-то режиссер, типа Звягинцева, который снимет меня в хорошем кино. Со Звягинцевым мы познакомились, когда он приезжал в город с фильмом «Елена». Он ходил на наши спектакли, делал мне какие-то комплименты, но в кино не позвал. (Смеется.) Если поеду сниматься в кино, то в какое-нибудь хорошее — не хочу сниматься в сериалах.
Даже если бы понимал, что такая работа принесет деньги на квартиру?
Если какой-то проект на полгода-год, который бы мне позволил заработать деньги, и я бы еще здесь договорился, что вернусь, — тогда бы уехал. А просто уехать, чтобы стать актером сериальным — вряд ли. Ну и «все что угодно» — быть не должно. Я очень мнительный человек, мне нужно, чтобы потом не было стыдно. Есть такие спектакли, чего скрывать, когда играешь, а потом мучаешься. Хотя все равно пытаешься найти во всем какую-то нужность, что это ты не просто так жизнь свою тратишь. Мне скоро 40 лет — такое время, когда вопрос «Что ты делаешь и зачем?» уже звучит не праздно. Да и детей трое, а я для них же такой… авторитет.
Карьера что для тебя значит?
Карьеру и деньги нельзя ставить, как говорится, во главу угла. Мне один умный человек, когда я ему пожаловался лет 10 назад на низкую зарплату и отсутствие из-за этого желания работать, сказал: «Ты неправильно к этому подходишь. Работай так, как будто ты уже зарабатываешь 50–100 тыс. в месяц, сколько ты там хочешь, и эти деньги автоматически к тебе придут». Все так и произошло. А если бы я продолжал считать, что все — г…о, вряд ли бы это случилось. Эта позиция, кстати, абсолютного большинства.
В жизни приходится играть?
Да, приходится. И так отвечают многие умные актеры, хоть это уже стало таким штампом. В жизни я играю, а на сцене — живу, и в этом есть доля правды. Мудрость человеческая заключается в том, что каждый человек играет, просто глупый человек не понимает, что он играет, а мудрый — понимает.
Любовь к Родине
Что ты для себя считаешь Родиной?
Для меня есть два понятия — малая Родина, где прошло детство, хоть и в разных городах, моя семья, люди, которых помню. Родина вообще — Россия, хоть не так часто, но тоже ощущается. И никуда от этой любви не деться, хоть Родина у нас такая и многострадальная. Вот вышел у нас спектакль «История города Глупова» — я смеюсь и плачу. Смеюсь от того, что смешно, а плачу, от того, что люблю этих людей — «глуповцев». Жалко и себя, и всех нас — до слез. Очень много негатива у меня по поводу современной России и современной политики, но зерна оптимизма, тем не менее, во мне есть. Я знаю, что есть порядочные люди.
Когда поставили «Историю города Глупова», все с иронией отмечали параллель между сюжетом спектакля и нынешними реалиями… Как реагировала на спектакль наша местная власть?
Вот что удивительно — все знают, что все воруют… И даже чиновники — мол, да, мы воруем, ругайте нас. Бертольд Брехт написал «Трехгрошовую оперу» и думал, что всех этих буржуев просто макнет и носом ткнет… А они пришли к нему на премьеру и стоя аплодировали. Питерский режиссер Андрей Прикотенко придумал проект «Ревизора» с Матвиенко во главе, чтобы она играла городничего, а все чиновники — сами себя. И Валентина Матвиенко согласилась. Правда, проект что-то не пошел. Но чиновникам было в кайф. Это такой парадокс. Но в «Глупове» не было специального желания сделать какие-то аналогии, хотя… Там были и воздушные шарики, и бадминтон.
Есть причина, по которой бы ты уехал из Новосибирска?
Уехал бы, если бы позвал какой-нибудь хороший режиссер сниматься в кино или играть в каком-нибудь хорошем театре. Хотя моя семья, дети и отношения с женой для меня очень важны. И я считаю, что работа — это только работа.
А из страны?
Может быть, но за рубежом еще труднее найти по моей профессии работу. А быть каким-то клоуном, развлекать чьих-то детей… Хотя черт его знает.
Мужская дружба
У тебя много настоящих друзей?
Это моя беда. Мне не хватает времени на друзей. А с друзьями надо поддерживать отношения. Но график такой плотный… У меня остались друзья и в Барнауле, с кем, может, удается созваниваться раз в полгода, но я их считаю настоящими друзьями.
Было, чтобы ради друга — в огонь и воду?
Не могу вспомнить… Думаю, что для порядочного человека не важно — перед тобой друг или нет: вот для этого я готов быть благородным, а для этого — нет, потому что я его плохо знаю.
Тебя предавали?
Да. Бывало, и близкие люди. Но все дело в нашем отношении — если человек готов обидеться, то он обидится на ровном месте. Кто-то сказал: «Прежде чем оскорбиться, убедитесь, что вас оскорбили». Я часто вхожу в положение и ищу причину, почему человек поступил так или иначе. Что касается коллег, то для меня сложная ситуация не может быть выше отношений. А наше общее дело — спектакль — стоит еще выше, даже выше, чем отношения.
А как ты выходишь из ситуации, когда тебя предали, а ты не можешь найти объяснения этому поступку?
Я ухожу. Исключаю этого человека. Мир вокруг нас субъективен. Если я не могу изменить отношения к чему-то, я просто это исключаю из своего мира — ситуацию, человека.
Женщины, семья
Женщины предавали?
Разве можно от женщины требовать многого? Как поет Александр Николаевич Вертинский. Женский пол я дифференцирую: женщина-человек и женщина-женщина. Но… Не надо об этом подробно. Скажу так: к женщинам я снисходителен. (Улыбается.)
Твоя брутальная внешность в общении с женщинами больше вредит или наоборот — помогает?
Она мне вообще вредит. Потому что я не совсем соответствую своей внешности. Наверное, мне что-то недостает внутренне, раз я внешне такой — побрил себе голову, бороду отпустил. Вероятно, что-то во мне негармонично и мне хочется казаться более мужественным. Хотя внутренне я очень мягкий и толерантный человек. И в этом тоже есть проблема. Меня, как актера, используют таким зверюгой. (Смеется.) Хотя у меня есть и мягкие комедийные роли.
Поклонниц много?
Чего лукавить — довольно много. Есть такие, которых я постоянно вижу с цветами на многих спектаклях, это приятно. Сегодня вот встретил в магазине одну. Но меня это не стесняет. Если уж совсем начинают, грубо говоря, облизывать, мне становится неловко.
А жену не беспокоит их наличие?
Я стараюсь не давать ей повода. Стараюсь ее огородить от всего этого. Я однолюб в этом смысле. Хотя я люблю женщин, женскую красоту, женский ум, такой своеобразный…
Идеальная жена должна быть какой?
Даже не знаю. У Довлатова есть: настоящая женщина для русского писателя должна сделать три вещи — верить в него, кормить его и оставить его в покое. Как хорошо, если бы это было все одновременно. (Смеется.) Шучу, конечно.
А роль женщины в семье какова?
Это в первую очередь — роль матери. Для меня важно быть отцом, а для женщины в семье, считаю, важно, прежде всего, быть матерью.
Есть какие-то темы, которые в семье будешь решать только ты и не дашь их решать жене?
К сожалению, у меня очень мало времени остается на семью, и поэтому я не могу требовать много прав. Но бывает такое: в конце концов, мужчина я или нет, мол, хочу принять такое решение. На что моя Лена объясняет мне, что это вот — так и вот так. И я понимаю, что не прав. Хотя случается — я ей так, на ушко, мол, пойми, мне нужно утвердиться как мужчине, пусть это будет и не совсем правильное решение. И она понимает меня.
Путешествия, отдых
Отдыхаешь как?
Отпуск — две недели. Думаю, что буду на Алтае у тещи — с ребенком и женой. А мои родители живут в Краснодарском крае, куда мы на машине ездим. Мы — автолюбители. Ездили к родителям на Азовское море, к друзьям в Питер… Четыре дня в дороге, три-четыре дня там, и обратно. Для нас это способ побыть вместе.
А за границу выбираешься?
Нет, и желания особого нет. Хотя этим летом, если будет время, наверное, с сыном куда-нибудь съездим. Мне нужно в Грецию, где живет моя старенькая крестная, которую я много лет не видел.
Где еще не бывал, но очень хотелось бы?
Хотелось бы побывать в Карелии. И в мире во многих местах не был — был только в Европе.
Илья Калинин
Фото автора (1), предоставлены Константином Телегиным (2, 3)