Архитектор и создатель студии DainekaArchitects Евгений Дайнеко рассказал о подводных камнях при реализации невероятных идей и почему для остекления в своих проектах он выбирает исключительно алюминий.
— Рынок загородной недвижимости развивается очень динамично. Повлияла на него и пандемия — люди стали иначе воспринимать свои дома, стремясь по максимуму их обустроить. Ощутили ли вы эти изменения? Какие тренды в частном домостроении можете выделить?
— Тяжело быть объективным, оценивая сразу весь рынок, потому что наша целевая аудитория изначально была ориентирована на современную трендовую архитектуру, которая подразумевает огромные площади остекления, модернистские и аскетичные формы, большие чистые пространства. То есть всё то, что мы любим делать и за чем люди к нам идут.
Причем восприятие и понимание этой эстетики развивается в головах наших потенциальных заказчиков последние 10 лет. И если раньше приходилось убеждать, рекламировать такого рода архитектуру, то сейчас иногда приходится, наоборот, спускать людей с небес на землю, напоминать, что мы строим не музей современного искусства, а дом, в котором нужно будет жить.
Что касается влияния пандемии на рынок загородной недвижимости, то оно в большей степени видно, если мы говорим о Москве, Новосибирске и других крупных мегаполисах, где и сам этот рынок больше. Могу отметить, что люди стали больше времени уделять благоустройству своих домов и дач. Многие решили расширить функционал жилья и участков, чтобы иметь возможность с комфортом проводить здесь время.
— Вы сказали, что заказчиков иногда приходится спускать с небес на землю. Почему так происходит? Где они находят все эти невероятные идеи?
— В наш век информационных технологий и социальных сетей люди, которые планируют строительство дома, чаще всего черпают идеи из них. Там широко представлены все тренды современной архитектуры. Однако насмотренность иногда бывает обманчивой. Обычному обывателю порой сложно отличить какие-то фантазийные визуализации от реальных существующих объектов. Поэтому они и приходят к нам с решениями, которые либо неосуществимы, либо не позволяют сделать дом комфортным для жизни. В таком случае приходится напоминать, что не только объемные пространства делают жилье комфортным, но и обеспечение в помещениях нужной температуры и качества воздуха, уровня влажности и освещения.
Мне кажется, первая встреча с заказчиком похожа на посещение врача терапевта, где в роли врача выступает архитектор. На этом этапе можно понять, насколько заказчик «владеет предметом», как он оценивает свои потребности и возможности. Причем уже на старте важно разделить 2 вещи: функционал и эстетическое восприятие. То есть, во-первых, понять, насколько задачи, которые ставит заказчик, выполнимы в зависимости в том числе от бюджета, которым он располагает. Во-вторых, нужно убедиться, что с точки зрения эстетики мы смотрим с ним в одну сторону, чтобы не получилось так, что человек пришел за грушей, а получил виноград.
— Говоря о тенденциях, вы выделили прежде всего огромные площади остекления. Как реализуется данный тренд?
— Наши проекты практически всегда подразумевают панорамное остекление. И, на мой взгляд, для его реализации нет и в ближайшее время не появится альтернативы алюминиевым профильным системам. Светопрозрачные конструкции на основании профилей из этого металла открывают перед архитектором больше всего возможностей как технических, так и эстетических.
К примеру, конструкции из ПВХ не могут обеспечить нужной жесткости и не могут нести вес тех стеклопакетов, которые мы используем. Соответственно, при большом остеклении, если бы мы использовали ПВХ-окна, они бы визуально дробили фасад на много мелких сегментов. А это уже совершенно другая эстетика и восприятие. Так что мы не позволяем себе даже комбинировать на одном фасаде и на одном объекте пластик и алюминий.
Более того, наша философия в остеклении с точки зрения архитектуры — видеть как можно меньше профиля и получать как можно более чистый проем. То есть, находясь в доме, человек должен любоваться природой, а не импостами. С учетом этого мы стремимся избавиться от лишних конструктивных элементов в остеклении.
— Как происходит выбор поставщика алюминиевых профильных систем? Вы как архитектор принимаете в этом участие?
— Конечно, поскольку профильная система влияет и на визуальный облик, и на технические характеристики здания. А архитектор здесь является ключевым звеном, он несет ответственность перед заказчиком за качество принимаемых решений.
Сами же заказчики бывают разные по степени «вникаемости» в вопрос выбора решений для остекления. Как правило, когда приходит первая смета, мы ориентируем человека по стоимости конструкций, и он так или иначе начинает вникать и интересоваться. Вообще, по моим наблюдениям, большинство заказчиков хотят не только увидеть уже реализованные объекты, но и потрогать сами панорамные конструкции, оценить их в работе.
Я знаю, что, к примеру, у компании «АЛЮТЕХ» — крупного производителя и поставщика алюминиевых профилей — есть официальные представители с оборудованными фирменными шоу-румами, куда можно приехать вместе с заказчиком, чтобы увидеть полноразмерные конструкции из стекла и алюминия, оценить возможности их применения на проекте.
— Вы использовали в своих проектах системы этого бренда?
— Конечно, очень много наших проектов уже реализовано и сейчас реализуется на системах «АЛЮТЕХ». Этот производитель предлагает технологичные решения в том числе для комплексного остекления по вполне комфортным ценам.
Например, 8 лет назад у нас был проект с ленточным остеклением: на объекте был установлен витраж с интегрированными распашными конструкциями (входные и балконные). Причем фасадное остекление переходило в кровельное. Тогда нам очень повезло, мы нашли не только идеально подходящие системы, но и подрядчика, который не испугался взяться за такое решение.
Вообще я считаю, что алюминиевые профильные системы любого бренда можно легко испортить. Каждый производитель предоставляет свои технологические наработки и инструментарий в виде профилей, фурнитуры и систем. И уже от мастерства переработчика, архитектора, конструктора зависит, как эти конструкции «станут» на объекте. Если одно из звеньев в этой цепи дает сбой, на выходе мы можем получить некачественный продукт или конструкции, в которых использованы далеко не все возможности, которые предусмотрели инженеры компании-поставщика.
— Бывает ли, что подрядчики отказываются брать в работу сложные проекты по остеклению?
— Иногда мы предлагаем какие-то новаторские решения, которые воспринимаются подрядчиком в штыки. Но, как правило, в ходе обсуждения нам удается отстоять свою идею. Потому что мы не фантазируем на ровном месте, а ориентируемся на опыт коллег из Западной Европы, где они могут себе позволить очень многое в силу большого опыта. А мы этот опыт пытаемся применять у нас.
В целом, у нас уже есть пул подрядчиков, которые готовы реализовать наши «хотелки». Причем мы стараемся опираться на переработчиков, с которыми имеем опыт сотрудничества, а значит, можем гарантировать заказчику высокое качество панорамных конструкций.
— Вы упомянули, что при реализации остекления стремитесь по максимуму скрыть профили. Получается, их внешний вид не особо важен?
— Не совсем так. Профиль в любом случае остается на виду, поэтому его дизайн имеет большое значение. Прежде всего он должен сочетаться с эстетикой фасада. К примеру, когда используются вентилируемые фасады или кровли с применением металлического оцинкованного листа в полимере, мы стараемся выбирать окна в том же цвете. Поэтому здорово, когда палитра для окраски профилей широкая. К примеру, «АЛЮТЕХ» в заводских условиях красит свои профили в любой цвет по шкале RAL.
Кстати, у нас был интересный проект, когда внутренняя часть окон (профилей) была окрашена в один цвет, а наружная — в другой. Словив нотки интерьера, мы заказали у «АЛЮТЕХ» профиль (то есть стойки и ригели) в белом цвете, а крышки — в цвете фасада. Выбранное решение очень хорошо сработало. Считывается четкое деление на теплое и холодное, улицу и дом: по границам стеклопакетов всё внутри нежное, а снаружи — грубое.
Если говорить в целом о популярных цветах для панорамных конструкций, то мы и наши заказчики выбираем чаще всего оттенки серого и черного. Еще интересное наблюдение касаемо типа покрытия: сегодня очень востребована шагренистая фактура — она более грубая, более устойчивая к любым воздействиям и повреждениям в ходе ремонтных и отделочных работ. Матовые и глянцевые профили заказывают реже.
— Евгений, несмотря на необходимость внимать и разбираться во всех технических тонкостях, архитектор — это прежде всего творческая, созидательная профессия. Где вы ищите вдохновение для своей работы?
— Источником вдохновения для архитектора может стать все что угодно, ведь он воспринимает мир через призму своей профессии. Так что вдохновение мы черпаем во всем вокруг — в природе, в солнечном пятне на стене.
Архитектор перманентно находится в процессе проектирования. Каждый день в голове крутится тот или иной проект, который находится на стадии эскиза, мысли и идеи приходят спонтанно, как эврика, которую нельзя спрогнозировать.
Именно такой стиль мышления позволяет находить нестандартные решения и реализовывать на конкретном участке объекты, делающие жизнь человека комфортной, удобной, красивой. И при всём этом важно не забывать, что архитектура должна представлять эстетическую ценность — она должна восхищать.