Сегодня в Казани день траура. Столица Татарстана оплакивает погибших детей и взрослых, которые стали жертвами 19-летнего стрелка. Следствию и психиатрам еще предстоит разобраться в том, что именно подвигло этого парня устроить расправу в родной школе, которую он окончил не так давно. Для чего тихий спальный район превратил в эпицентр ужаса?
Вот что рассказывают очевидцы случившегося.
— Вышел утром на балкон. У меня как раз окна выходят на школу. Услышал взрыв. Потом — очередь. Смотрю — дети выпрыгивают. Двое спрыгнули. А третий только вытащил ногу, и раздался выстрел. Он не смог спрыгнуть, упал назад. Застрелили. Потом начал мигать свет. Жене сказал к полу прижаться. Подумал, вдруг там снайпер. Был еще хлопок один на улице. Мы сразу подумали, что это теракт. Начали везде звонить. Долго ждали, чтобы ответили в полиции. А там: «У нас нет информации, что теракт, оперативные службы выехали на место». Потом всё оцепили. Полиция с оружием у здания собралась. Эвакуация детей проходила хаотично. Все плакали, кричали, бежали, — рассказывает Сергей К.
В школах страшно
Семья Сергея переехала в район совсем недавно. И они с женой уже собирались отдать свою дочь в эту школу.
— Мы и подумать не могли, что с таким тут столкнемся. В школе — стрельба. А в соседнем доме — стрелок. Пока там искали бомбу, всё оцепили. Нас попросили выйти из своих квартир. Теперь уж думаем, лучше дистанционное обучение. В школах страшно, — говорит Сергей.
Ему вторит еще одна жительница ближайших домов:
— Я дома сидела, а тут взрыв раздался. А потом пришел полицейский и попросил выйти всех на улицу. Оказывается, наш сосед, 19-летний парень, устроил там расправу над детьми и учителями. Мы час по улице ходили, страшно было, боялись вернуться в свои квартиры.
Еще одна женщина рассказала, что никогда не слышала такого массового крика боли. Теперь она боится выглядывать из окон — они как раз выходят на школу.
И можно только представить, что чувствовали родители, ждущие детей с занятий 11 мая.
— Шестиклассники в 10 утра пошли в столовую с классом, немного припозднились, — рассказывает бабушка одного из школьников. — Когда внук услышал жуткий грохот и началась паника, он не растерялся: понял, что к основному выходу идти не стоит. Стены школы он изучил довольно хорошо, и с другом быстро направились к черному выходу.
Я ребенком пережила ленинградскую блокаду, но даже ужасы войны показались пустяком по сравнению со стрельбой в школе, — добавляет она. — Непостижимая боль для родителей — хоронить своего ребенка.
Наш разговор прерывает пронзительный крик матери, потерявшей ребенка. Женщину увозит скорая.
Дети отказываются идти в школу
В Казани сегодня вообще царит страх. Даже те, кого горе не коснулось, переживают стресс. Особенно дети из гимназии № 175, где произошла стрельба.
Поздно вечером 11 мая медики из местных поликлиник объезжали семьи каждого ученика, чтобы убедиться, что дети в порядке.
— Половина семей даже двери не открывают. То ли боятся, то ли уехали. Но у некоторых реакция может наступить и завтра, и в последующие дни. Каждый по-разному реагирует на шок. Мы даем телефон горячей линии — в случае чего родители могут позвонить. У нас более 700 адресов. С коллегами разделили детей по классам. Сказали всех объехать, — рассказала нам медсестра из ближайшей поликлиники Наталья.
Говорит, что многие родители жалуются — дети наотрез отказываются идти в эту школу. Возможно, им придется искать другое место для учебы.
А вот что рассказала одна из жительниц Казани, представившаяся Оксаной, ее ребенок учился в гимназии № 175, но потом родители его забрали оттуда.
— В классе, где развернулась основная стрельба, не сработало оповещение. Поэтому там не захлопнулась дверь и стрелок смог попасть в этот кабинет. Там как раз занимался 8 «А» класс, который пострадал больше всего.
Мой ребенок учился в этой школе до 4-го класса. За охрану мы сами платили. Копейки, конечно, 70 или 80 рублей. Вся школьная охрана — один пожилой мужчина, который точно никому не сможет оказать сопротивление. В другой школе мы платим больше — за 4 месяца тысячу с лишним, но там ЧОП, — продолжает Оксана.
Некоторые родители во всем винят директора, считают, что по ее вине случилась трагедия. Мол, не организовала охрану, сама не бросилась наперерез убийце, не закрыла собой детей.
А многие возмущены тем, что творят сами жители Казани.
— Зачем-то распространяли фейки, устроили истерику. Писали в разных чатах, что другие школы тоже стрелки атаковали, что срочно требуется кровь. Отвратительно всё это. У меня трое детей. Жена с ними сидит. И они жутко напугались, когда услышали взрыв, стрельбу. А потом еще вот эта паника, — рассказывает местный житель Евгений.
На самом деле информации в первые часы почти не было. Да, в школе произошел взрыв, погибли люди, но подробностей не знал никто. Позже стало известно, что среди погибших — двое взрослых и семь детей. Страшные ранения получил вахтер, вставший на пути Ильназа Галявиева. Сейчас за его жизнь борются врачи.
Пострадали более двадцати детей. Состояние двух из них оценивается как крайне тяжелое, девятерых — тяжелое. Многие получили травмы, выпрыгивая из окон третьего этажа.
Готовился к бойне
Вопрос, могла ли школа защитить детей от вооруженного Ильназа Галявиева, будет выяснять следствие. Судя по всему, администрация гимназии и правда пыталась экономить на охране. Парень же, судя по всему, готовился к бойне заранее.
Купил турецкий Hatsan ESCORT. Опытные оружейники полагают, что молодой человек сделал это не зря.
— У него карабин на четыре патрона, пятый — в стволе, — сообщил бывший сотрудник спецназа. — Начинка — дробь. Похоже, что цель была — причинить как можно больше увечий. Палил без разбора, вот отсюда и такой разброс по пострадавшим и полученным увечьям.
Вечером 11 мая из дома стрелка правоохранители вывозили вещдоки. Как обмолвились следователи, более 40 единиц. Среди них — обгоревшая дверь, коробка из-под ружья, множество пакетов и коробок.
— Для нас это было шоком. У меня тоже ребенок. Кажется, мы вообще без защиты. Очень страшно теперь за всех. В этом районе около пяти лет живем. И здесь всегда было тихо. Никаких серьезных происшествий, разборок. Люди спокойные. Подростки ведут себя прилично. Мы поэтому и остались здесь жить. Думали, хорошо, что рядом школа, садик. Спокойно было... А теперь сложно представить, какой кошмар пережили дети, их родители, — говорит казанец Айдар.
А вот что сказала нашему корреспонденту семилетняя первоклассница Камилла, которая была в школе в момент стрельбы. Поговорить с ней позволила ее мама Оксана:
— Когда начали стрелять, все сильно испугались. Плакали, кричали. Я тоже очень сильно испугалась. Но учительница сказала, что всё будет хорошо. Нас выводили через черный ход. Я сильно плакала. Мама меня успокоила.