Ежесуточные сводки оперштаба в Новосибирской области демонстрируют высокие показатели — примерно 5 тысяч заболевших. И хоть в последние дни наметилось снижение этих показателей, но можно ли говорить о том, что пятая волна коронавируса позади?
Эти и другие вопросы мы зададим главному инфекционисту Новосибирской области Ларисе Поздняковой.
Следить за прямой трансляцией можно в нашем Instagram, ну а текстовую расшифровку мы опубликуем здесь.
Полную версию вы можете посмотреть здесь:
Недавно губернатор Андрей Травников сообщил о снижении числа заболевших в регионе.
— Мы смотрим на количество заболевших ОРВИ и гриппом, пневмонией, количество госпитализированных, пациентов в тяжелом состоянии, количество звонков в call-центры, вызовов. Этот набор показателей позволяет сказать, что пятая волна пошла на спад, — заявлял он 22 февраля.
Как оцениваете ситуацию с коронавирусом?
— Вторую неделю мы наблюдаем положительную динамику, ощущаем по снижению случаев и наполняемости поликлинического звена. Мы идем на спад. Москва уже прошла этот этап, все волны двигаются с запада на восток, кроме первой волны. Думаю, что следующую неделю будем продолжать снижение, — объяснила Лариса Позднякова.
— Омикрона 60% на территории региона. Но остается еще высокая вероятность циркулирования дельты. По всем регионам примерная распространенность дельты к омикрону — 1 к 2. Но пациенты с дельтой еще есть, они тяжело болеют, — говорит Лариса Позднякова.
Об отличиях в штаммах
При омикроне, по словам Ларисы Поздняковой, инкубационный период меньше: не 7–10 дней, а 3–4 дня. Болеют такие пациенты тоже меньше. Всё ограничивается кашлем, насморком, першением — всё заканчивается на верхних дыхательных путях. Пневмонии развиваются редко. Максимальный срок болезни пациента с омикроном — 10–12 дней.
— При дельте болезнь характеризуется двухволновым течением, на второй волне развивается цитокиновая реакция. Могут быть тотальные пневмонии. Это тяжелые пациенты, требуют кислородной поддержки. Если люди поправляются, то длительный постковидный синдром. Клинические картинки штаммов отличаются, — добавила она.
— Если для дельты характерны пневмонии, то при омикроне всё-таки пневмония — редкость, — отмечает главный инфекционист.
О заболеваемости детей
— Прошлую неделю и эту неделю мы фиксируем резкое уменьшение числа заболевших среди детей. В детских стационарах таких детей мало. Для детей тоже всё проходит, так скажем, без последствий.
— Люди, которые болеют, но находятся дома, — это пациенты с омикроном. В стационарах, конечно, меньше пациентов в пятую волну, чем в четвертую. Но достаточно интенсивно работают отделения реанимации, это не пустые отделения. А не пустые, потому что тяжелые пациенты с дельтой всё еще поступают. Нагрузка, конечно, чуть меньше, чем в четвертую волну, но достаточно высокая. Стационары больше работают на лиц пожилого возврата. 70% в стационарах — это люди старше 70 лет. Потому что они непривитые, плюс есть сопутствующие заболевания, — говорит Лариса Позднякова.
— Каждый стационар отслеживает то число вакцинированных, которое к ним поступает. Практически 7% — это вакцинированные, которые дошли до стационара, — говорит она.
По ее словам, болеют вакцинированные легче, а летальных исходов среди тех, кто сделал прививку, на территории НСО нет.
О пациентах больницы № 1
— Самый молодой пациент, наверное, — это 23 года. Но молодые люди — это всё-таки пациенты, которые имеют не очень хороший фон, например, генетические заболевания. Поэтому коронавирус протекает тяжело. Есть онкогематологические заболевания, — добавила врач-инфекционист.
О высоких рисках для отдельных групп пациентов
— Пациенты с нарушением метаболизма, с сахарным диабетом. Эти пациенты скомпрометированы по сосудам. Поэтому таких пациентов нужно поставить на первое место по группе риска. На второй место я бы поставила людей с сердечно-сосудистыми патологиями, на третье — иммуно-скомпрометированные пациенты. Это больные с ВИЧ, пациенты, которые имеют опухоли.
Встречались ли больные, переболевшие ковидом два и три раза?
— Такие пациенты могут быть. Если при гриппе иммунная память — хотя бы год, то при этой инфекции иммунитет короткий — полгода. Но есть и другая особенность, есть разные виды иммунитета, поэтому можно переболеть или вакцинироваться, у вас будут антитела, но неизвестно их качество. Об этом, наверное, узнать невозможно. Кому-то антител хватает на полгода и даже год, а кому-то — на три месяца.
Почему не защищают антитела?
— Они защищают, повторюсь, вакцинированные пациенты в реанимации — это единицы всё-таки.