Город Эксклюзив Квест имени Будагова: тестируем маршрут дискомфорта из центра на набережную — его мог бы заменить подземный переход

Квест имени Будагова: тестируем маршрут дискомфорта из центра на набережную — его мог бы заменить подземный переход

Эксперты обсудили необходимость подземного перехода под площадью Будагова

Проход к набережной со стороны Красного проспекта сегодня — настоящий квест. Но дух тут захватывает, в основном, от несущихся вокруг автомобилей и ощущения потерянности в центре большой стройки | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RUПроход к набережной со стороны Красного проспекта сегодня — настоящий квест. Но дух тут захватывает, в основном, от несущихся вокруг автомобилей и ощущения потерянности в центре большой стройки | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RU

Проход к набережной со стороны Красного проспекта сегодня — настоящий квест. Но дух тут захватывает, в основном, от несущихся вокруг автомобилей и ощущения потерянности в центре большой стройки

Источник:

Лиза Пичугина / NGS.RU

Когда ещё гулять по Новосибирску, если не летом. Но проблема Новосибирска в том, что для приятной прогулки почти всегда нужно куда-то ехать — с пешеходными маршрутами у нас пока никак не складывается. Даже до супер популярной у горожан и туристов Михайловской набережной добраться пешком из центра города проблематично: придётся либо долго шагать в окружении большегрузов через площадь Будагова, либо всё-таки потратиться на метро. Хотя, казалось бы, как раз здесь организовать комфортный проход — важнее всего. Редактор НГС Лиза Пичугина попыталась сама пройти по «маршруту дискомфорта» и узнала у экспертов, как можно было бы улучшить жизнь пешеходам.

Градостроительная ошибка

Когда-то маршрут по бульвару Красного проспекта и затем до набережной и обратно был моей любимой вечерней прогулкой. Летом, особенно во время фестивалей и каких-то других крупных событий на набережной, на переходе через улицу Фабричную даже собирались пробки из пешеходов.

Щит информирует, что движение в сторону площади Будагова может быть затруднено из-за строительства моста. Правда, это, видимо, обращение к автомобилистам — пешеходам движение затруднили гораздо раньше | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RUЩит информирует, что движение в сторону площади Будагова может быть затруднено из-за строительства моста. Правда, это, видимо, обращение к автомобилистам — пешеходам движение затруднили гораздо раньше | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RU

Щит информирует, что движение в сторону площади Будагова может быть затруднено из-за строительства моста. Правда, это, видимо, обращение к автомобилистам — пешеходам движение затруднили гораздо раньше

Источник:

Лиза Пичугина / NGS.RU

Сегодня тут не гуляют. Дело даже не в том, что переход к набережной через Фабричную теперь — неофициальный. У него есть вполне официальная, даже отмеченная стрелочками на асфальте альтернатива. Просто пешеходу на площади Будагова некомфортно.

Сначала пешеходный маршрут усложнила эстакада, построенная в начале 2010-х и саркастично прозванная горожанами «горбом Городецкого». Предполагалось, что она станет частью развязки будущего четвёртого моста. Но когда дело дошло до самого моста, считаться с уже построенным сооружением почему-то не стали. И усложнили жизнь пешеходам снова.

Стрелочки предлагают идти прямо туда, в сумерки подмостовья, и теряются где-то в асфальте под эстакадой | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RUСтрелочки предлагают идти прямо туда, в сумерки подмостовья, и теряются где-то в асфальте под эстакадой | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RU

Стрелочки предлагают идти прямо туда, в сумерки подмостовья, и теряются где-то в асфальте под эстакадой

Источник:

Лиза Пичугина / NGS.RU

«Площадь инженера Будагова вместе с „горбом Городецкого“ — наверное, самая большая градостроительная ошибка с транспортными развязками, которая есть в нашем городе», — считает новосибирский урбанист Алексей Гриценко.

Формально пешеходам вместо короткого и понятного наземного прохода с Красного проспекта на набережную предложили сложный маршрут, который вьётся почти километр в сумерках под «горбом Городецкого» и новым мостом, по складу строительных блоков, мимо стоянки автобусов и маршруток, с несколькими пересечениями проезжей части. Почти такой же путь 2GIS строит от Красного проспекта до конторы инженера Будагова и «Инских холмов».

Короткий, не рекомендованный властями проход к парку «Городское начало» выглядит так. В этом случае нужно только постоять на светофоре при переходе через Фабричную, а затем потерпеть короткий отрезок проезжей части без тротуара возле здания на Обской, 2 | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RUКороткий, не рекомендованный властями проход к парку «Городское начало» выглядит так. В этом случае нужно только постоять на светофоре при переходе через Фабричную, а затем потерпеть короткий отрезок проезжей части без тротуара возле здания на Обской, 2 | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RU

Короткий, не рекомендованный властями проход к парку «Городское начало» выглядит так. В этом случае нужно только постоять на светофоре при переходе через Фабричную, а затем потерпеть короткий отрезок проезжей части без тротуара возле здания на Обской, 2

Источник:

Лиза Пичугина / NGS.RU

Если вдруг вы почему-то решили идти к началу набережной и музею Новосибирска от «Мегаса» (тут к вам, конечно, много вопросов, но всякое бывает), то вместо 300 м система предагает пройти 1500 м — длинным крюком через недостроенный автовокзал, потом снова под «горбом Городецкого». Избежать этого громыхающего большегрузами пространства пешеходу невозможно.

Тут почти никто не ходит, но те трое пешеходов, которых я встретила на площади во время попытки выжить на официальном маршруте на набережную, выглядели потерянными и какое-то время блуждали под развязкой, ища правильный выход: один шёл с Красного проспекта к «Мегасу», двое других — от «Инских холмов» на Фабричную.

Подземелье площади Будагова

Это один из вариантов размещения выходов подземного пешеходного перехода на площади Будагова. Необходимых выходов тут два: к парку «Городское начало» и к историческому кварталу на Большевистской | Источник: Юрий Орлов / NGS.RUЭто один из вариантов размещения выходов подземного пешеходного перехода на площади Будагова. Необходимых выходов тут два: к парку «Городское начало» и к историческому кварталу на Большевистской | Источник: Юрий Орлов / NGS.RU

Это один из вариантов размещения выходов подземного пешеходного перехода на площади Будагова. Необходимых выходов тут два: к парку «Городское начало» и к историческому кварталу на Большевистской

Источник:

Юрий Орлов / NGS.RU

Если смотреть на развязку на карте, то вокруг неё прямо просятся выходы подземного перехода. Один, совершенно точно, в районе парка «Городское начало» и музея Новосибирска. Ещё один — в районе скромного исторического квартала из двух домов: музея-конторы инженера Будагова и дома купца Сурикова. Это основные точки притяжения туристов, а второй выход также послужил бы строящейся и уже построенной части «Инских холмов» с магазинами, кафе, апартаментами и офисами.

Ещё один выход пригодился бы на улице Фабричной — к жилым домам, ждущей реконструкции ТЭЦ-1 (ещё одна перспективная точка притяжения туристов, кстати) и будущей жилой застройке. Правда, Алексей Гриценко, оценивая это предложение, сказал, что смысла в этом выходе не будет, если после окончания строительства Центрального моста будет восстановлено наземное пешеходное движение в этом месте.

Улице Фабричной с учётом будущего развития пригодились бы комфортные пешеходные пути. Даже восстановление разрушенных помогло бы | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RUУлице Фабричной с учётом будущего развития пригодились бы комфортные пешеходные пути. Даже восстановление разрушенных помогло бы | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RU

Улице Фабричной с учётом будущего развития пригодились бы комфортные пешеходные пути. Даже восстановление разрушенных помогло бы

Источник:

Лиза Пичугина / NGS.RU

Наконец, очевидно, выходы нужны и на Красный проспект. Тут возможны варианты. Один мог бы вписаться и в недостроенный автовокзал, и в «Мегас». Другой был бы логичен на нечётной стороне проспекта, возле остановок общественного транспорта и двух станций электрички: «Правая Обь» и «Центр». В этом случае не понадобился бы больше мостовой переход с его то работающим, то нет лифтом.

«С учётом обилия инженерных сооружений — и Центрального моста, и путепровода с Красного проспекта — надземный пешеходный переход сложно будет вписать. Поэтому подземный пешеходный переход по такому маршруту вполне возможен», — предположил Алексей Гриценко.

К переходу вела широкая, обустроенная даже спуском для маломобильных горожан лестница | Источник: предоставлено Константином ГолодяевымК переходу вела широкая, обустроенная даже спуском для маломобильных горожан лестница | Источник: предоставлено Константином Голодяевым

К переходу вела широкая, обустроенная даже спуском для маломобильных горожан лестница

Источник:

предоставлено Константином Голодяевым

Сам переход был широким и невысоким, но главное — был | Источник: предоставлено Константином ГолодяевымСам переход был широким и невысоким, но главное — был | Источник: предоставлено Константином Голодяевым

Сам переход был широким и невысоким, но главное — был

Источник:

предоставлено Константином Голодяевым

Интересно, что частично подземный переход тут, на самом деле, был ещё до строительства «горба Городецкого». Как рассказал краевед, сотрудник музея Новосибирска Константин Голодяев, он начинался почти в центре сегодняшней развязки, ближе к «Мегасу», и заканчивался недалеко от места, где установлен памятник Александру III.

«В 2010-м, при строительстве эстакады вдоль Большевистской, подземный переход закопали, потому что он мешал строительству, и обратно уже не откопали, — рассказал Константин Голодяев. — Это был очень удобный переход под частью старого автомобильного моста, укреплённого бетонной стяжкой с двойным назначением: в одной части были уложены две трубы „сотки“ для дренажной системы поймы Каменки, в другой — пешеходный проход».

Туристическая точка

Вряд ли самокатчикам тут комфортнее, чем пешеходам. Очень любопытно, куда потом делся этот отчаянный | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RUВряд ли самокатчикам тут комфортнее, чем пешеходам. Очень любопытно, куда потом делся этот отчаянный | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RU

Вряд ли самокатчикам тут комфортнее, чем пешеходам. Очень любопытно, куда потом делся этот отчаянный

Источник:

Лиза Пичугина / NGS.RU

Вряд ли в ближайшее время кто-то всерьёз будет планировать строительство подземного перехода, который по площади может оказаться масштабнее перехода под часовней на Красном проспекте или перехода под площадью Маркса. Как рассказал новосибирский представитель АО «Ленметрогипротранс», а в прошлом руководитель «УЗСПТС» Александр Поляков, возможность строительства пешеходного перехода под площадью Будагова в принципе не прорабатывали никогда.

Александр Поляков в период с 2007 по 2009 год возглавлял ПТО МУП «УЗСПТС» (сейчас МП «МетроМиР» — муниципальная структура, которая, в частности, отвечала за подземные сооружения), а затем был главным инженером Управления капитального строительства мэрии Новосибирска. Сегодня представляет АО «Ленметрогипротранс» — Санкт-Петербургский научно-исследовательский проектно-изыскательский институт, который занимается комплексным проектированием метрополитенов и других тоннельных и подземных сооружений.

«Чтобы строить подземные переходы, для них нужно выделить земельные участки, проработать варианты с коммуникациями. Они прорабатываются из оценки необходимости, нужно всё просчитать: в какую сторону выход, как организовать транспортный узел, подходы, — объяснил он. — Переход под площадью Будагова с оформлением всех документов, проектированием и строительством будет стоить приблизительно полтора миллиарда. Чтобы получить финансирование, нужно технико-экономическое обоснование — без этого никак».

Сегодня тротуар вдоль строящейся части «Инских холмов» выглядит непривлекательно, но первые очереди благоустроены и для пешеходов. Вопрос только в том, куда им потом идти | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RUСегодня тротуар вдоль строящейся части «Инских холмов» выглядит непривлекательно, но первые очереди благоустроены и для пешеходов. Вопрос только в том, куда им потом идти | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RU

Сегодня тротуар вдоль строящейся части «Инских холмов» выглядит непривлекательно, но первые очереди благоустроены и для пешеходов. Вопрос только в том, куда им потом идти

Источник:

Лиза Пичугина / NGS.RU

Финансирование такого строительства возможно из нескольких источников. В первую очередь, из городского и областного бюджета, поскольку такой переход несомненно стал бы социальным и туристическим проектом. А также бизнеса — застройщиков и частных инвесторов, которые могли бы быть заинтересованы в коммерческих площадях в переходе или преференциях от города за вложения.

Что касается застройщиков, то в строительстве перехода к набережной могли бы быть заинтересованы две крупные строительные группы: «СибирьИнвест», которая владеет несколькими участками вокруг ТЭЦ-1 и самим зданием ТЭЦ-1, и группа «ВКД», реализующая проект «Инские холмы». Эксперты неоднократно отмечали, что ему не хватает пешеходного трафика, который как раз комфортный переход мог бы обеспечить.

«О планах строительства городом какого-либо перехода в месте пересечения Ипподромской и Большевистской нам не известно. Когда такой проект будет, будем рассматривать», — коротко ответили в «ВКД».

В группе «СибирьИнвест» проигнорировали запрос НГС.

Переход от автоцентра на Большевистской, 1 к Фабричной — самый страшный: между знаками перехода и светофором около 50 м, и с перехода просто не видно, можно идти или нет. Остаётся только надеяться на благосклонность водителей в этом плотном потоке | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RUПереход от автоцентра на Большевистской, 1 к Фабричной — самый страшный: между знаками перехода и светофором около 50 м, и с перехода просто не видно, можно идти или нет. Остаётся только надеяться на благосклонность водителей в этом плотном потоке | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RU

Переход от автоцентра на Большевистской, 1 к Фабричной — самый страшный: между знаками перехода и светофором около 50 м, и с перехода просто не видно, можно идти или нет. Остаётся только надеяться на благосклонность водителей в этом плотном потоке

Источник:

Лиза Пичугина / NGS.RU

Управляющий партнёр компании Nazarov&Partners Александр Назаров предположил, что подземелье площади Будагова могло бы стать целым подземным кластером, но придётся заинтересовать не только инвесторов, но и самих пешеходов, ради которых инвесторы решились бы на вложения.

«Это может стать точкой в пешеходном маршруте туристов: они должны обязательно сюда приехать, убив сразу несколько зайцев и везде сходив. Там можно музей сделать, картины повесить, скульпторов каких-то посадить, дать им мастерские, — предложил Александр Назаров. — С точки зрения общепита, фудкорта — скорее, нет, потому что под землёй это сложно, но какие-то микроточки с кофе или шаурмой — вполне рабочая ситуация. На аренде или каких-то вещах сможет и город зарабатывать, и инвестор, и эту концепцию можно усиливать».

В качестве примера он привёл подземные переходы в Стамбуле, где очень много людей, играет музыка, а купить можно всё что угодно. Но эксперт признал, что в Сибири организовать такое может быть сложнее: всё-таки пешеходные маршруты у нас больше сезонные. Придётся придумывать для подземной площади Будагова дополнительные функции.

Не до пешеходов

Мост на площади Будагова и всё её окружение — места с высоким туристическим потенциалом. Но пока тут будто даже новосибирцам не рады | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RUМост на площади Будагова и всё её окружение — места с высоким туристическим потенциалом. Но пока тут будто даже новосибирцам не рады | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RU

Мост на площади Будагова и всё её окружение — места с высоким туристическим потенциалом. Но пока тут будто даже новосибирцам не рады

Источник:

Лиза Пичугина / NGS.RU

Ещё один важный вопрос, который придётся решить для возможного строительства подземного перехода, — технический. Частично можно было бы задействовать существующий, но закрытый переход, но в сторону Красного проспекта он должен будет пересечь русло протекающей под землёй Каменки.

Впрочем, успокоил Александр Поляков, нерешаемых вопросов тут нет. Необходимости в установке щита, как при строительстве тоннелей метро, он не видит — построить переход можно и открытым способом. Каменка же, по его словам, проходит достаточно глубоко — на уровне 7 м, но даже если бы тоннелю пришлось с ней встретиться, строительство всё равно возможно: например, метро в Санкт-Петербурге построено фактически в воде.

Переход под развязкой площади Будагова, конечно, очень атмосферный — правда, это атмосфера не приятной городской прогулки | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RUПереход под развязкой площади Будагова, конечно, очень атмосферный — правда, это атмосфера не приятной городской прогулки | Источник: Лиза Пичугина / NGS.RU

Переход под развязкой площади Будагова, конечно, очень атмосферный — правда, это атмосфера не приятной городской прогулки

Источник:

Лиза Пичугина / NGS.RU

Эксперт также рассказал, что засыпанный переход под площадью Будагова — не единственный. По его словам, подземным пешеходным переходом может также служить законсервированная вентиляционная камера под улицей Ипподромской, между Аллеей городов и стройплощадкой возле театра «Глобус».

«Она законсервирована лет двадцать, даже больше. В своё время были требования ГО и ЧС, и это была вентиляционная камера для того, чтобы на случай войны обеспечивать метро воздухом: у нас ведь метро — это бомбоубежища, — пояснил Александр Поляков. — Она не глубоко, метра три, наверное, над Каменкой, шириной 18 м — как станция метро».

Александр Поляков отметил, что эти и другие возможные подземные переходы можно было бы включить в генплан развития Новосибирского метрополитена и попробовать получить комплексное финансирование из федерального бюджета. Подобный генплан обойдётся примерно в 200 миллионов рублей, но его разработка — вопрос пока открытый. В конце мая власти и вовсе снизили стоимость закупки в четыре раза.

Пока же, согласно ответу мэрии Новосибирска, комфортный проход горожан и туристов на набережную в число приоритетных вопросов не входит.

«Организация пешеходного прохода с Красного проспекта через площадь Будагова, подземного пешеходного перехода под площадью Будагова, соединение пешеходным проходом Красного проспекта с Михайловской набережной и историческим кварталом с конторой Будагова ну улице Большевистской планами департаментам не предусмотрена», — сообщили в департаменте дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска.

НГС также направил запрос с просьбой прокомментировать возможность использования вентиляционной камеры под улицей Ипподромской в качестве подземного перехода — ответ будет опубликован отдельно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE9
Смех
HAPPY14
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY20
Печаль
SAD7
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
151
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления