
Главными элементами композиции монумента стали фигура скорбящей женщины и списки погибших на войне новосибирцев, выбитые на черных стенах
Монумент Славы в Ленинском районе, открытый в 1967 году, давно стал для новосибирцев привычным, сейчас уже трудно представить, что на этом месте могло быть что-то другое. История его создания, однако, была непростой, местами почти детективной. Да и сегодня, если посмотреть на монумент свежим взглядом, он поражает масштабом и силой замысла.
Памятники, посвященные Великой Отечественной войне, есть в России практически в каждом городе. Но почти везде это будет скульптура солдата или какая-то военная техника. Даже Родина-мать в Волгограде — и та изображена с мечом. В Новосибирске же центром композиции сделана фигура скорбящей женщины. Сцены боев, конечно, тоже присутствуют, но они вынесены на гигантские пилоны, с внутренней стороны которых нанесены фамилии 30 266 новосибирцев, погибших на войне. Даже сегодня такое решение выглядит необычным.

Монумент задуман как книга, рассказывающая историю войны
Выбор места для мемориала тоже, если задуматься, выглядит нестандартным. Левобережье и сегодня-то выглядит «догоняющим» в плане развития инфраструктуры, а в 60-х годах это и вовсе был край города. Изначально вся территория, которую сейчас занимает парк, была зарезервирована под один из зеленых поясов, запланированных при строительстве здесь так называемого Соцгорода. Потом планы изменились, и на том месте предполагалось построить Дом культуры, а потом вообще стадион. Но к началу 60-х годов здесь был пустырь.
Концепцию монумента предложил довольно молодой (ему не было 40 лет) архитектор Александр Чернобровцев. Комплекс должен был состоять как бы из двух пространств. Большой площади перед монументом, с которой были видны барельефы с символическим изображением истории войны от пылающих городов первого года до Победы. И площадки чуть выше, с которой открывался вид на списки погибших новосибирцев — простое по форме, но невероятно мощное визуальное воплощение той цены, которой Победа далась. Связывать эти пространства должна была статуя Скорбящей матери с Вечным огнем. Над этой скульптурой работал Борис Ермишин, изобразивший в ней собственную мать.

Работавший над центральной фигурой монумента скульптор Борис Ермишин изобразил свою мать
Идея построить монумент на улице Станиславского поначалу вызвала у городских властей неоднозначные оценки. Заместитель председателя Горисполкома (в нынешних реалиях заместитель мэра) Александр Филатов идею поддержал, а его начальник — председатель горисполкома Иван Севастьянов — был против, поскольку считал, что такой масштабный монумент должен был появиться где-то ближе к центру города. При этом другие точки тоже рассматривались, но были отвергнуты (например, монумент хотели поставить на набережной). Возникла тупиковая ситуация: фактически строительство на Станиславского запретили.
И тут Севастьянов ушел в отпуск, и руководство Кировского района (которое, разумеется, считало нужным поставить монумент у себя) предложило Чернобровцеву подготовить проект и начать работы, не дожидаясь решения сверху.
Изначально Монумент Славы находился именно в Кировском районе Новосибирска, так как Ленинский образовали позже — в 1970 году, разделив Кировский на две части. Монумент остался во вновь созданном районе. Кстати, до Кировского район назывался Заобский.
Поскольку решения сверху не было и деньги на строительство тоже не были выделены, в строительстве согласились помочь предприятия Кировского района, благо недостатка тогда в них не было: чего стоил один только Сибсельмаш.

Фамилии павших новосибирцев собирали по военкоматам
Трудились на стройке тоже люди с местных предприятий — кто-то в выходные, кого-то отпускали с работы на заводе. В этом случае они, кстати, физически не могли выполнить нормы и планы, не получали премии, но горожан это не останавливало. Строительство монумента стало общим делом для всего района. Даже сегодня такая ситуация выглядит неординарной. То, что в «партизанском» режиме в СССР можно было построить объект такого масштаба, сегодня удивляет. И наглядно демонстрирует, что Советский Союз был устроен несколько сложнее, чем представляется сейчас.
Построить мало, монумент нужно было утвердить в Москве. Но чиновникам Министерства культуры предоставленный проект поначалу не понравился. У них были какие-то свои идеи на этот счет. Предлагалось, например, сделать большое озеро. В результате строительство уже почти готового объекта заморозили. На помощь пришло уже областное начальство. Первый секретарь обкома Федор Горячев лично поехал в столицу и записался на прием к отвечавшему за идеологию члену ЦК Михаилу Суслову. В приемной пришлось провести больше четырех часов, но разрешение открыть мемориальный комплекс всё же было получено.

На плитах монумента высечены фамилии 30 266 новосибирцев
Новосибирский монумент действительно получился очень необычным, смелым. Один из основных его элементов — черные плиты с фамилиями новосибирцев, погибших на войне. Сам по себе подобный прием, конечно, не был новаторским, подобные памятные доски ставили в Западной Европе еще после Первой мировой войны. Но обычно на них десятки, максимум — сотни фамилий.
Когда памятник только проектировался, создатели еще не знали точного количества погибших. Ориентировались на 10–15 тысяч. Но собрав данные с военкоматов, получили 29 850 фамилий. И уже тогда было понятно, что, скорее всего, список этот не полный, поэтому на плитах оставили свободное место. И действительно, сразу после открытия жители города начали обращаться с просьбами дополнить список фамилией их родственника. Немало было и ошибок, допущенных по чисто техническим причинам: где-то почерк у писаря оказался недостаточно разборчивым, где-то просто не ту букву напечатали. Всё это постепенно исправляли, благо буквы для набора имен павших новосибирцев были изготовлены с запасом.

Вечный огонь всегда окружен цветами
Сейчас на пилонах уже 30 266 фамилий. Но и это, увы, только вершина айсберга. Всего в Новосибирской книге памяти сегодня собраны данные о 176 964 жителях Новосибирской области, так и не вернувшихся домой с этой страшной войны.
Стоя перед Вечным огнем, посмотрите на уходящие вверх черные плиты с бесконечными фамилиями. Попробуйте представить, что одна за одной они превращаются в живых людей. Одетых еще в гражданское, с вещевыми мешками. Они сходят с монумента и спускаются, чтобы встать в строй на площади перед мемориалом.
Ряд за рядом всё это пространство заполняется молчаливыми колоннами. Кто-то недавно окончил школу, у кого-то у самого уже дети в старших классах. У каждого из них в тылу остались родители или семьи, остались планы о какой-то своей мирной жизни.

Монумент зримо воплощает ту страшную цену, которую пришлось заплатить одному только Новосибирску
Постепенно вся площадь заполняется под завязку. А там уже по улице Станиславского строятся новые колонны. Все, кто пропал без вести, кто умер в госпиталях, кто погиб в плену. Не просто буквы на монументе, а живые, очень разные, но очень дорогие кому-то люди. Их судьбы могли сложиться тоже очень по-разному. Пришла война и забрала с собой их всех.
Сквер Славы давно уже стал просто парком. Сюда приходят гулять с детьми, заниматься физкультурой, пройтись с собакой. Всё новые поколения детей «штурмуют» военную технику (ее установили здесь в 1985 году). Продолжается та самая мирная жизнь, защищая которую и погибли те, чьи имена смотрят на нас с уходящих вверх черных плит.
Самого автора монумента Александра Чернобровцева в 2023 году увековечили на карте Новосибирска — его именем названа улица на краю Калининского района. На ней, правда, практически нет домов.