Жительница Новосибирска заявила, что не может вернуть 10 тысяч рублей по подарочным сертификатам METRO. Она оставила гневный отзыв на сервисе Flamp. Разбираемся, можно ли по закону вернуть деньги, а также сдачу с сертификатов.
«Сами виноваты, срок действия карт закончился»
В августе прошлого года жительница Новосибирска получила несколько подарочных карт в METRO на общую сумму 10 000 рублей. В феврале она решила их использовать.
— Оказалось, что активировать их нельзя, поскольку якобы срок их действия закончился в ноябре 2022-го. Обратились непосредственно в магазин, где нам отказались содействовать в этом вопросе, мол, сами виноваты, срок действия карт закончился. На наш вопрос: «Получается, что человек, купивший эти сертификаты, просто подарил вашему магазину деньги?» женщина, сидевшая в центре обслуживания, с невозмутимым видом ответила: «Да». Здорово, не правда ли? — написала на сервисе Flamp возмущенная женщина.
По ее словам, добиться возврата денег ей не удалось — магазин отказался это делать. В METRO Cash&Carry оставили комментарий к отзыву, в котором поблагодарили за обращение и заявили, что передали его специалистам.
На запрос редакции НГС в компании не ответили.
Подарочный сертификат — это авансовый платеж
В Роспотребнадзоре неоднократно делали разъяснения по подарочным сертификатам — вернуть их можно.
— Подарочный сертификат — документ, подтверждающий обязательство организации передать его предъявителю товар на сумму, равную номиналу сертификата, то есть это, по сути, авансовый платеж. Деньги за товар получены, а товар еще не отдан, — объяснили в Роспотребнадзоре. — В случае с подарочным сертификатом деньги, которые вы вносите, являются авансом будущей оплаты товара и продавец и покупатель еще не вступили в правовые отношения. До момента, пока товар не передан покупателю или не оказана услуга, договор купли-продажи будет считаться не заключенным.
По статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
— Потребитель имеет право отказаться от покупки, а также потребовать возврата уплаченного аванса, — подытожили в Роспотребнадзоре.
Как вернуть деньги за сертификат
Нужно составить письменную претензию с требованием вернуть деньги, которые были потрачены на сертификат. В объяснении можно указать, что в магазине нет товара, который вы бы хотели приобрести. Вернуть сертификат может не только тот, кто его покупал, но и тот, кому его подарили.
Вернуть деньги должны в течение 10 календарных дней после письменного обращения.
— При этом отсутствие чека, подтверждающего факт приобретения подарочного сертификата, по закону не является основанием для отказа в возврате денег, что закреплено в статье 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также в статье 493 ГК РФ, которые будут применяться по аналогии с общими нормами, применяемыми к договору розничной купли-продажи. Потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий, — отметили в Роспотребнадзоре.
Точку в спорах о правах и обязанностях сторон поставил Верховный суд, который в своем Определении от 13.10.2015 № 57-КГ15–7 сделал вывод: деньги, внесенные при приобретении подарочного сертификата, являются авансом на покупку товаров в будущем. Если подарочный сертификат не был использован, то аванс должен быть возвращен.
Если магазин отказывается возвращать деньги, то обратитесь в региональный Роспотребнадзор с жалобой. Если договориться с магазином не получилось, то придется идти в суд.
Если потратили только часть сертификата
Очень часто в условиях приобретения сертификата указано, что сдачу с него получить невозможно.
— Вы имеете право получить сдачу, не приобретая при этом другой товар. Если же сертификат продавец забрал, а сдачу вы так и не получили, в этом случае вы можете предъявить претензию продавцу о неосновательном обогащении, — объяснили в Роспотребнадзоре.
Ограниченный срок сертификата также можно оспорить. Если магазин отказал в услуге, то это тоже может быть расценено как неосновательное обогащение.
Ранее НГС писал, что пармейстер общественных бань «Мыловар» в Новосибирске обиделась на клиентку за то, что та выбрала парильщика-мужчину.