Каждый восьмой человек в мире страдает психическим расстройством, утверждают эксперты ВОЗ*. И замечают, что число визитов к психиатрам особенно возросло на фоне пандемии. При этом в России отношение к психиатрии сложное из-за ограничений, связанных с диагнозами психических расстройств и условиями лечения в медицинской системе. Где найти помощь, рассказал профессор Михаил Наров.
Михаил Наров — психиатр и судебный эксперт. Доктор медицинских наук. Профессор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии Новосибирского государственного медицинского университета. Занимается научно-исследовательской и преподавательской деятельностью, практикует в собственном центре семейной психотерапии «Ментал».
— Зачем Новосибирску частная психиатрическая помощь?
— Прежде всего должен отметить, что в Новосибирске весьма компетентная государственная психиатрическая и наркологическая службы, там работают замечательные специалисты — наши коллеги и партнеры. Вместе с тем, как и в любой другой медицинской специальности (психиатрия и наркология во всём мире — одна специальность), пациентам хочется комфорта, внимания, индивидуального подбора терапии и даже возможности выбора врача. В крупной городской больнице одновременно проходит лечение несколько тысяч человек. В небольшой частной клинике обычно пациентов гораздо меньше и проще обеспечивать персональный подход.
Именно для оказания персонифицированной психиатрической помощи мною в 2012 году был открыт центр семейной психотерапии «Ментал», первоначально — только для проведения амбулаторных консультаций. Почти через 10 лет внебольничной работы мы с коллегами пришли к выводу о необходимости стационара, который работает с января этого года. Находится он в Академгородке по адресу: улица Тимакова, дом 4, в здании одного из научно-исследовательских институтов.
На сегодня у нас в стационаре 30 коек — и все они заполнены. Несмотря на неотложный и круглосуточный характер работы, бывают дни, когда мы не можем сразу принять пациента, потому что нет мест. На этот результат мы даже не рассчитывали, спрос на госпитализацию очень высокий.
По нашим сведениям, других частных психиатрических стационаров, где лечат все виды психических расстройств и готовы принять опасных пациентов, за Уралом нет, ближайшие — только в Москве и Санкт-Петербурге. Это придает некий уникальный статус нашей работе.
— Почему возникла необходимость открыть именно стационар?
— С одной стороны, в некоторых европейских странах много лет наблюдается либеральная тенденция к уходу психиатрии из больниц, в сферу внебольничной помощи. Считается правильным, когда пациент не изолируется в психиатрической больнице, а наоборот, встраивается в жизнь здоровых людей при поддерживающем лечении. Но правда заключается в том, что есть тяжелые психические расстройства, которые нельзя начать лечить амбулаторно, в том числе в связи с неадекватностью пациента, отсутствием у него критики и опасностью, и кроме круглосуточного стационара, то есть психбольницы, здесь ничего не предложишь.
Например, английские психиатры в книжках жалуются, что в Великобритании в последние годы были закрыты многие психиатрические больницы, качество и доступность психиатрической помощи при этом снизились, а опасные поступки больных участились.
В России психиатрия популярностью ранее не пользовалась, в поле зрения врачей люди попадали только вынужденно, но в последние годы ситуация кардинально изменилась. Вмешался коронавирус, который в 2020 году вызвал эпидемию, изоляцию, перемену образа жизни, страх болезни, смерти и сильный стресс. Люди перестали встречаться друг с другом, ходить на работу, в школу. Многие потеряли близких, умерших от осложнений вирусной инфекции.
Сейчас уже имеются научно подтвержденные сведения о прямом влиянии covid-19 на центральную нервную систему и следом на психическое здоровье. Обращаемость к психиатрам после 2020 года, по нашим оценкам, выросла в несколько раз и в силу определенных обстоятельств на сегодняшний день не снижается.
— Какие болезни лечат в вашем стационаре, кто лечит и в каких условиях находятся пациенты?
— Мы беремся без исключения за все психиатрические случаи. От банального опьянения, временной алкогольной или иной интоксикации, до шизофрении и деменции. Никогда не отказываем людям, даже если заболевание неизлечимо.
Основная наша сила — команда профессионалов «Ментал», которые поверили в мою идею и присоединились к нам для работы в психиатрическом стационаре: психиатры, психологи, медицинские сестры и санитары. Это высококвалифицированные специалисты, которые полностью отдаются своей работе, не считаясь с затратами личного времени.
Пациенты стационара также проходят обследование терапевта и невролога, лабораторную диагностику, электроэнцефалографию и электрокардиографию. При необходимости проводятся консультации других узких специалистов, нужные функциональные исследования.
Наш стационар смешанного типа. Принимаем и мужчин, и женщин. При этом мы создали повышенные условия безопасности: круглосуточное видеонаблюдение в палатах, бронирование окон по банковскому стандарту — очень прочно, при этом нет решеток.
Каждая палата рассчитана на 2 человек. Если необходимо, можно легко превратить ее в одноместную. В каждой палате есть кондиционер, душ и туалет. Организовано качественное питание, есть лечебная физкультура, массаж и развлекательный досуг.
Пациенты, которые выписываются из нашего стационара, не теряют связи с лечащими врачами и психологами, а переходят в амбулаторное звено. На Красном проспекте, 99 находится наше новое большое поликлиническое психиатрическое отделение. Там мы проводим консультации в еженедельном или ежемесячном режиме. А также там у нас есть дневной стационар, где можно получить инъекционные и пролонгированные формы лечения. Ведь большинство психических расстройств носит хронический характер, пациенты нуждаются в систематическом, зачастую пожизненном лечении и наблюдении у специалистов.
— Какие способы лечения используются в вашем стационаре?
— В психиатрии традиционно используется три вида лечения: психофармакология — лекарства; психотерапия — беседы с врачом или психологом; биологическое лечение, например электросудорожная терапия (ЭСТ). Психофармакология и психотерапия публике хорошо известны, подробно останавливаться не буду. Могу сказать только, что в нашем стационаре есть возможность не только индивидуального подбора лекарств для пациента, но даже закупа препаратов под конкретную задачу.
А в отношении психотерапии добавлю, что она у нас осуществляется ежедневно для всех категорий пациентов, кроме находящихся в остром состоянии.
Электросудорожная терапия — это способ лечения депрессивных состояний, в том числе тех, которые не отвечают на антидепрессанты. ЭСТ проводится под наркозом и за несколько курсов помогает избавиться от депрессивного синдрома, а по последним научным данным может быть эффективна при синдроме зависимости от употребления психоактивных веществ и других психических расстройствах. Аппарат ЭСТ у нас есть, в течение ноября запускаем этот вид терапии.
— Планируете в будущем расшириться: 30 мест — это, наверное, мало?
— Пока рано говорить. Если наш стационар будет успешно работать, пользоваться авторитетом у наших пациентов и в профессиональном сообществе, тогда, конечно, мы будем его развивать и увеличивать коечный фонд. Конкуренции мы не боимся, это не то дело, в которое просто прийти.
В заключение хотел бы отметить главное: для команды «Ментал» психиатрический стационар — это не только медицинский бизнес. Профессионально помогать людям с тяжелыми заболеваниями — врачебная миссия, которой нас учили, и мы этому учим будущих врачей в Новосибирском государственном медицинском университете.
Центр семейной психотерапии «Ментал»:
ул. Депутатская, 26, судебная экспертиза;
ул. Красный проспект, 99, амбулатория;
ул. Тимакова, 4, стационар;
тел: +7 (800) 250-80-34, единая справочная, круглосуточно;
тел: +7 (383) 373-47-33, психиатрический стационар, круглосуточно;
тел: +7 (383) 287-47-33, прием специалистов и освидетельствования;
*www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-disorders
Лицензия Л041–01043–70/00561332 от 26.05.2020.