NGS
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Новосибирске

Погода+7°

пасмурно, без осадков

ощущается как +4

2 м/c,

с-в.

746мм 62%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Город История электрификации города Сверхсекретный завод вместо грузовиков, наша ТЭЦ на ВДНХ и запуск ГЭС: как новосибирцы строили важные объекты

Сверхсекретный завод вместо грузовиков, наша ТЭЦ на ВДНХ и запуск ГЭС: как новосибирцы строили важные объекты

Вспоминаем, как электричество проводили во все районы города, когда он стал миллионником

Новосибирская ГЭС

Принятый сто лет назад план ГОЭЛРО поспособствовал развитию промышленности в молодом Новосибирске. Это привело к появлению масштабных строек важных городских объектов и жилых домов. Городу была нужна энергия. Как строили первые ТЭЦ и ГЭС, с какими сложностями сталкивались работники, как появлялось тепло в центре города и на левом берегу, мы рассказывали в статье. Первые ТЭЦ помогли Новосибирску стать миллионником очень быстро, но производимой энергии уже не хватало. Как запускали новые ТЭЦ и ГЭС, чтобы обеспечить электричеством растущий как на дрожжах город и дать тепло и свет жителям и предприятиям Заельцовского, Дзержинского и Первомайского района, читайте в статье.

Секретный объект вместо автозавода

Мало кто из современных новосибирцев знает, что в 1948 году в нашем городе на северо-западной окраине собирались построить крупнейший в стране автозавод. Там, где сейчас улица Богдана Хмельницкого, а тогда были болота, проложили дорогу, чтобы доставить составы с оборудованием. В первых заводских корпусах даже были собраны две экспериментальные грузовые машины марки НАЗ-253.

Но из-за ядерной гонки в мире Новосибирску было не суждено стать родиной грузовиков. Завод решили сделать сверхсекретным предприятием оборонного комплекса. Чтобы его развивать, нужен был мощный источник электроэнергии, ведь в то время некоторые заводские корпуса отапливались от паровозов или от бочек, в которых прямо в цехах разводили огонь.

Тепловую электростанцию, тогда цех № 10 нового предприятия (сейчас это Новосибирский завод химконцентратов, НЗХК), начали строить в 1950 году. И уже 4 октября 1952 года на новом объекте под рабочую нагрузку был поставлен первый котел, а монтаж первой очереди был завершен к концу 1954 года. Ее общая установленная мощность была 24 МВт. Здание ТЭЦ-4, как и корпуса НЗХК, строили солдаты из «стройбатальонов», а также заключенные. Стройка шла под грифом «СВ», и объекты охраняли военные.

Начало строительства главного корпуса ТЭЦ-4

Хотя ТЭЦ-4 закладывалась как промышленная станция, в дальнейшем она стала работать на нужды города: сейчас она дает порядка 15% электрической и 17% тепловой нагрузок, обеспечивая светом и теплом Родники, восточную часть Калининского района, поселок Северный, микрорайон Сосновый бор, городскую больницу и прилегающие территории. В зону обслуживания ТЭЦ попадают сотни тысяч горожан.

Как маленькая ТЭЦ из Новосибирска оказалась на ВДНХ

Михаил Николаевич Кудрин стал начальником смены турбинного цеха ТЭЦ-4 в 1961 году, когда заканчивали работы над второй очередью станции. «Эта должность предполагала большое количество знаний. Я должен был поработать на месте каждого специалиста, которые были в моем цеху, не менее двух недель. Это заняло почти год! Затем я был дублером начальника смены, и только потом меня допустили до самостоятельной работы. Так я почувствовал всю ответственность этой профессии», —рассказывает Михаил Николаевич.

На ТЭЦ-4 модернизировали всё, в том числе и цех топливоподачи. Монтировали кран-перегружатель, размораживающее устройство и вагоноопрокидыватели. С новым оборудованием три грузчика справлялись с разгрузкой 40-50 вагонов угля за смену

Энергетик вспоминает, что тогда костяк эксплуатационного персонала на ТЭЦ-4 составляли молодые ребята, отслужившие на флоте. А инженеров и руководителей для ТЭЦ переманивали со всей страны.

«С первых дней меня поразило, что сотрудники давали очень много предложений по рационализации и экономии. Например, тепло отработанной воды, которая охлаждала турбины, использовали для отапливания станции. Будучи в Москве на ВДНХ, я посетил павильон энергетики. И каково же было мое удивление, когда я увидел в числе передовых станций страны нашу маленькую ТЭЦ-4. Она попала в первые ряды по экономии тепла, когда была запущена только первая очередь», — с гордостью поделился Михаил Николаевич.

Четыре сложных года: как выдавали электричество без стен и потолка

Днем рождения новосибирской ГЭС считается 10 ноября 1957 года, когда первый гидроагрегат дал промышленный ток и был передан во временную эксплуатацию. Но на самом деле тогда все только начиналось. Пожалуй, период временной эксплуатации был самым сложным, ведь станция начала выдавать электроэнергию, находясь на стадии строительства. За 45 месяцев временной эксплуатации ГЭС выработала 5 миллиардов 27 миллионов киловатт-часов дешевой электроэнергии. Для сравнения: энергопотребление современного Новосибирска за 12 месяцев в пять раз больше.

Первый гидроагрегат новосибирской ГЭС

Первым работникам приходилось трудиться в крайне сложных условиях, но их энтузиазм и вера в успех помогали справится с временными трудностями. Только представьте, во время запуска первого гидроагрегата еще не было здания машинного зала. Под открытым небом были установлены колонны и смонтированы подкрановые пути для мостовых кранов. Для защиты от дождя и снега над монтирующимся гидроагрегатом соорудили шатер: по металлическим конструкциям уложили щиты размером 2х3 метра, обшитые кровельным железом. Крыша постоянно протекала, на полу расставляли тазы, ведра, противни, рабочие собирали воду тряпками.

Руководство и мастера трех цехов (электрического, турбинного и гидротехнического) размещались под шатром в помещениях размером 3х4 метра.

Период временной эксплуатации ГЭС длился почти четыре года, и очевидцы вспоминают, что тогда были суровые зимы: температура -30…-40°С мороза стала привычной.

Воскресники на Оби: как простые горожане помогали строить ГЭС

А ведь это была по-настоящему масштабная стройка! В 1956 году на объектах ГЭС работали 32 экскаватора, 76 различных кранов, 59 бульдозеров и 344 автомашины. Общая мощность работающих двигателей внутреннего сгорания составляла более 45 тысяч лошадиных сил. Чтобы обеспечить стройку электричеством, потребовалось 124 трансформаторных подстанции общей мощностью 23 400 киловатт-часов. Для освещения территорий основных работ и дорог было построено 30,6 км линий электропередачи, установлено 254 прожектора и 420 светильников.

Над сооружением ГЭС трудились не только рабочие станции, но и простые новосибирцы. По воскресеньям для всех желающих до новосибирской ГЭС ходили пароходы и катера. В год около 12 тысяч молодых горожан участвовало в воскресниках на главной стройке Сибири.

Участие в демонстрации

Сохранились воспоминания главного инженера новосибирской ГЭС Бориса Константиновича Дубровского: «Большой интерес, проявляемый трудящимися города и области к сооружению гидроэлектростанции, был понятен. За пять лет эта стройка стала близка сибирякам. А теперь они знали, что текущий год у обских гидростроителей был предпусковым и отличался сложностью инженерных задач. Все хотели непосредственно познакомиться с огромной стройкой, своими глазами увидеть в действии мощную строительную технику.

Двести экскурсий уже побывали здесь, и восемь тысяч человек узнали, как строится и какой будет ГЭС на Оби. Позднее экскурсант стал превращаться в участника стройки. И вот теперь каждое воскресенье, а ближе к осени и в будни, сюда шли пароходы и катера с трудящимися Новосибирска и окрестных населённых пунктов. 35 тысяч человек побывали в котлованах, на стройплощадках «НовосибирскГЭСстроя» и добровольно проработали по одному дню. Это значительно ускорило выполнение трудоёмких работ».

Борис Константинович Дубровский в камере турбины № 1, 1961 год

Как в новогоднюю ночь запустили самую большую ТЭЦ в Новосибирске

Новосибирск рос так быстро, что даже ГЭС и четырех ТЭЦ не хватало для обеспечения жителей и предприятий электроэнергией. В 1962 году город официально стал миллионником, а в 1971 году Советом министров СССР было принято решение о строительстве в Новосибирске еще одной электростанции — ТЭЦ-5. Ее проектировали как крупнейшую теплоэлектроцентраль за Уралом. Сейчас это самая большая из действующих ТЭЦ — она обеспечивает теплом и горячей водой 35% Новосибирска или 800 000 жителей в Центральном, Октябрьском, Первомайском, Дзержинском, Железнодорожном, Заельцовском районах.

На ТЭЦ-5 возвели самое высокое за Уралом сооружение — трубу высотой 265 метров. Она на 35 метров ниже Эйфелевой башни. На фото запечатлен момент начала строительства этой трубы

Старший инженер-инспектор по эксплуатации Михаил Заковряжин так рассказывал о запуске ТЭЦ-5: «Мороз стоял градусов 30-40. Утром 31-го еще заканчивали монтаж насосной. Настроение у всех было приподнятое, но чувствовалось волнение. Когда котел заработал, все радовались как дети. Это была наша общая трудовая победа! К тому же, событие произошло в новогоднюю ночь!» С 30 января 1977 года ТЭЦ-5 считается действующим предприятием.

Строительство главного корпуса и первой градирни ТЭЦ-5

Оборудование на новую ТЭЦ поставляли со всей страны. Турбины везли с ленинградского механического завода, электросиловое оборудование изготавливали в Харькове, Запорожье, других городах СССР. У инженеров станции появилась идея подавать уголь на ТЭЦ не железнодорожными составами, а по трубам в виде водно-угольной суспензии. Для этого решили создать гидро-углепровод «Белово – Новосибирская ТЭЦ-5» и заменить котлоагрегаты на более совершенное оборудование таганрогского котельного завода, способное работать на четырех видах топлива: газе, мазуте, угле и водно-угольной суспензии.

Новосибирск — уникальный город. Несмотря на то что он находится в суровых климатических условиях, мегаполис смог меньше чем за 70 лет стать миллионником. Этот прорыв был бы невозможен без энергетики — городских ТЭЦ и ГЭС. На их сооружение съезжались рабочие и инженеры со всей страны, а простые горожане готовы были даже бесплатно помогать строить станции. Им приходилось работать сутками в морозы и жару, бороться со стихией Оби, чтобы в домах новосибирцев появился свет, а на огромных заводах выпускали машины, оборудование и приборы, которые прославились на весь мир. Благодаря этим самоотверженным людям мы можем жить в комфорте в развитом промышленном городе.

Спецпроект в честь 100-летия электрификации города закончен, но еще принимаются исторические фотографии строительства ГЭС для участия в фотоконкурсе. Отправляйте фотографии с описанием на почту photo@iportal.ru. Не забудьте написать свое имя и номер телефона, чтобы с вами могли связаться в случае победы.

Новости компаний.

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления