![Ведущий британский журнал написал о сибирском искусстве — среди героев Артём Лоскутов и «Синие носы» Статья в издании проиллюстрирована работой Дмитрия Муратова «Соединённые Штаты Сибири» | Источник: скриншот с сайта economist.com](https://n1s1.hsmedia.ru/82/2a/7e/822a7e319afc00def22bbc79744145c8/656x438_1_559954da87c9fbe67a96d8a4aac142bf@1339x894_0xwDb0xCzg_4769383207476632058.jpg.webp)
В британском журнале Ecomonist вышла большая статья о сибирском современном искусстве. Среди её героев художники группы «Синие носы» и Артём Лоскутов. Приводим выдержки из материала.
Статья под названием «Иронии свободы» и подзаголовком «Сибирь — пустынная земля, полная противоречий» опубликована в 21-м номере журнала за этот год.
Материал начинается с описания Музейного центра в Красноярске, который находится в здании музея Ленина, построенного 1987 году. На его фасаде недавно появилось слово «Свобода».
«На протяжении столетий Сибирь была для тех, кто здесь жил и приезжал сюда, местом свободы. Но в свободе была своеобразная ирония — потому что Сибирь стала местом ссылок и изгнания задолго до появления Советского Гулага», — пишет автор.
Первым художником, имя которого появляется в материале, стал новосибирец Вячеслав Мизин — участник художественной группы «Синие носы».
— Ирония и самоирония становится способом выживания в Сибири. Иначе ты звереешь. Чем тяжелее условия существования, тем больше ты в этом (иронии. — Прим. ред.) нуждаешься, — приводит слова Мизина издание.
Первой же иллюстрацией материала стала работа Дмитрия Муратова «Соединённые Штаты Сибири» — ироническая вариация флага США, где звезды заменены снежинками, а красные полосы заменены зелёными.
![Пикет «Хватит кормить Москву» 2011 года — о нём также говорится в статье | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/d6/dd/b5/d6ddb549d5a569b407df428e30f9c226/656x438_1:5593_f26b558db1c898da87d29ca4c4fbf2a7@2816x1880_0xgdvOr7a0_6828970068083847176.jpg.webp)
Автор проводит аналогию: Великобритания завоевывала Северную Америку, Российская Империя — Сибирь. «Освоение Сибири изначально было результатом больше независимых, чем государственных усилий, творческой энергии населявших её людей. Но впоследствии эти результаты были отняты и присвоены государством», — приводит автор цитату исследователя сибирской истории и идеолога сибирской независимости Николая Ядринцева.
«Главное отличие (от США. — Прим.ред.) состоит в том, что Россия так и не продвинулась дальше простого использования природных ресурсов этих пустынных земель. До трёх четвертей всего российского экспорта до сих пор приходится на то, что добывается здесь — в Сибири. Именно доходы от продажи этих ресурсов до сих пор позволяют России справляться с экономическими кризисами без модернизации экономики и отказа от автократии, как это было столетие назад», — считает автор материала.
Следующим новосибирцем, который появляется в материале, стал Артём Лоскутов, который рассказывает об истоках Монстрации.
В 2004 году артист стал свидетелем обычного первомайского шествия, где рабочие маршировали с портретами своих начальников и логотипами предприятий. Плакат стрип-клуба был выполнен в стиле Великой Отечественной Войны и требовал «капитуляции» от клиентов, обещая бесплатную порцию водки.
— Это был какой-то абсурд, — вспоминает Лоскутов на страницах издания. Вместе с друзьями они присоединились к шествию с плакатами «Что-то типа того», «О!» и т. д. Так возникла группа «Современный художественный терроризм», которая разобрала на части демонстрацию, чтобы сделать из них то, что потом стало Монстрацией.
![Артём Лоскутов (в центре, держит баннер) на Монстрации 2008 года | Источник: Стас Соколов](https://n1s1.hsmedia.ru/1c/e6/d9/1ce6d9a94e9c98168f0902bb1cf860c7/656x438_1:5593_49f55cde957a2c52a3250dff0f74f24f@3000x2000_0xhgLo5vXq_2835198234615579605.jpg.webp)
Поначалу это было просто игрой. Но по мере того, как Россия глубже погружалась в авторитаризм и государство сильнее вторгалось в сферу искусства, Монстрация увеличивалась в размерах и приобретала новое значение, пишет автор статьи в Ecomonist.
Далее речь идет о Томске и Иркутске, а также в материале приводится цитата из Чехова о Красноярске:
«На Волге человек начал удалью, а кончил стоном, который зовется песнью; яркие, золотые надежды сменились у него немочью, которую принято называть русским пессимизмом, на Енисее же жизнь началась стоном, а кончится удалью, какая нам и во сне не снилась. Так, по крайней мере, думал я, стоя на берегу широкого Енисея и с жадностью глядя на его воду, которая с страшной быстротой и силой мчится в суровый Ледовитый океан».
— Большая часть того Красноярска, который видел Чехов в 1890 году, сегодня не существует. Но то, что осталось, сегодня светится со здания, которое когда-то было музеем Ленина, — завершает материал автор статьи в британском издании.
Новосибирские современные художники в последнее время регулярно попадают на страницы мировой деловой прессы. В первой половине декабря Артёму Лоскутову посвятил колонку обозреватель американского издания Bloomberg.