В старинном журнале нашлось описание Новосибирска 1920-х годов — путешественник поразился большому количеству китайцев и побывал в пивных заведениях
В старинном журнале нашлось описание Новосибирска 1920-х годов — путешественник поразился большому количеству китайцев и побывал в пивных заведениях.
С конца ноября новосибирский образовательный проект «Открытая кафедра» размещает на своих страницах в Facebook и «ВКонтакте» отрывки из очерка «Снова по родной земле. Путевые впечатления нелегального», опубликованного в 1929 году в пражском эсеровском журнале «Воля России».
Эмигрант, пишущий под псевдонимом Глеб Гонцов, описывает свое нелегальное путешествие по СССР, включая и Новосибирск. Поясняется, что такие визиты нелегалов в 1920-е годы не были редкостью, но «никогда еще авторы подобных заметок не (…) забирались так далеко».
Новосибирск Глеб Гонцов увидел «городом сибов, «китаезов», обывателей и чиновников».
«На каждые одиннадцать (или десять) человек белых приходится один китаец. Откуда их столько взялось? Покровительственная политика компартии... "Китаёзам" власть протежировала здорово. То ли она думала этим привлечь китайские сердца к коммунизму, то ли ей руководили иные причины, но китайцев набралось в Новосибирске много (…) Все киоски в их руках. На рынке вся зелень в их руках. На лотках торгуют они. Китаец берется за все, делает все, торгует всем. Бродячие сапожники, стекольщики, маляры, "золотари", разносчики — все китайцы. Китайские прачечные. Китайцы прислуга. (…)
"Китаёзы" и "ходи" начали даже акклиматизироваться, жениться на русских "мадам" и требовать, чтобы их называли Мишами, Петями и Иван Ивановичами».
Также описывается казино 1920-х годов («небольшой деревянный барак») и пивнушки. «Пивнушек в каждом квартале не оберешься (…) Пивные заводы "Омсельпром", — омский, "Вена" — новосибирский, есть еще и третий, но помельче (…) — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ! Ведут они между собою самую дикую конкуренцию. В то время как во всем раскинувшемся на огромное пространство Новосибирске нет ни одного ЧАСТНОГО ресторана,
пивнушки все частные и фактически пользуются поддержкой государства, являясь главными местами потребления населением государством изготовленного пива».
«Пивнушка — это верх безобразия. Это — источник заразы. Это — очаг беспробудного пьянства. Грязь в пивнушке неописуемая. Визжит трехрядка-"итальянка", надрывается скрипчишка. Играют за полтинник "по заказу". Приходит публика, — кого только нет! — с бутылкой водки в кармане. И пьют "ерша" — подлую и крепкую смесь: полстакана пива, полстакана водки».
Как рассказала представитель «Открытой кафедры» Светлана Корниенко, эти заметки после 1929 года никогда не переиздавались, а полный комплект журналов «Воля России», в которых они публиковались, есть только в Российской государственной библиотеке. Госпожа Корниенко нашла их, когда писала докторскую диссертацию.
«Открытая кафедра» собирается опубликовать в декабре на своих страницах в соцсетях еще 3 отрывка из очерков Гонцова о Новосибирске.
Справка: «Открытая кафедра» — основанный в 2015 году молодыми филологами из НГПУ образовательный проект: публичные лекции (отдельные и курсами) по литературоведению, культурной антропологии и т.д.
Фото vk.com/otkrytaya