Демократизация некогда элитных продуктов в Новосибирске сделала очередной шаг вперед: теперь игристое вино не обязательно покупать бутылками — им начали торговать на розлив. Рестораторы считают, что такой напиток вполне может появиться в винных картах демократичных заведений. А эксперт по вину объяснил, как отличить дешевый, но все же натуральный напиток от химического коктейля из воды, спирта и вкусовых добавок.
«Шампанским» под названием «Айсти» начали торговать в магазинчике под названием Beer-Ka недавно, и пока только изучают спрос. Поставщиком значится некое ООО «Альпина», а о производителе в магазине могли сказать только, что он «вроде бы из Хакасии». На сайте крупного пивоваренного завода «Альпина», расположенного в Хакасии, действительно говорится в том числе и о напитке под названием «Ice Tea». Однако здесь под этой маркой производят холодный чай, а не шампанское.
Однако дистрибутор магазина пояснил, что на самом деле напиток производит компания «Каскад» из города Злынка Брянской области, которая действительно предлагает целую линейку слабоалкогольных «лимонадов», включая «мохито», «медовуху», «сливовицу», сидр и даже такие коктейли, как «Шампань-Виски-Кола».
Напиток, который можно купить в Beer-Ka, сам производитель определяет как «сидр полусладкий газированный». Называется он интернационально «Шампань-Asti» (Асти — это регион в Италии). Как сказано на сайте компании, это «напиток брожения получен по технологии производства "Шампанского" путем брожения яблочного сусла с добавлением натуральных компонентов и экстракта винограда».
Литр таинственного разливного шампанского стоит 125 руб. Если привести цену «Айсти» к более привычной таре 0,7 л, то выходит, что бутылка такого игристого обойдется в 87,5 руб. — не принципиально, но все же меньше, чем дешевое бутилированное игристое.
Впрочем, и крепость у «Айсти» тоже меньше — всего 6 % алкоголя.
Открытие пластиковой бутылки с разливным «шампанским» не сопровождалось привычными для этого напитка спецэффектами. Содержимое лишь немного вспенилось, но, оказавшись в пластиковом стаканчике (наиболее адекватная посуда для такого рода напитка), очень быстро успокоилось, став похожим на лимонад.
Первое ощущение во рту, впрочем, было вполне терпимым — это привычный, знакомый с детства вкус химического сладкого лимонада. Только хлебнув побольше, можно было понять, что у вас в стакане что-то не совсем детское. Строго говоря, разливное «шампанское» нельзя считать даже игристым вином — это слабоалкогольный напиток, вроде тех, что продают в алюминиевых банках.
По словам сомелье и совладельца бара Pardon my French Станислава Ведякина, все игристое вино, присутствующее на полках магазинов, можно разделить на несколько групп. В самом верху ценовой пирамиды находятся собственно шампанское из региона Шампань и вина, которые производятся в других местах классическим методом так называемой «бутылочной шампанизации» (когда дображивание вина, насыщающее его естественной углекислотой, происходит в бутылках).
«Это обязательно будет указано на бутылке, поскольку этот метод самый трудоемкий и дорогой», — утверждает эксперт. Более простой вариант — вино, которое дображивается в стальных емкостях и потом уже разливается по бутылкам. «Это приемлемый вариант, но у такого вина углекислота будет более агрессивной, пузырьки больше и вкус грубее», — говорит Ведякин.
Однако производители алкоголя нашли способы сделать производство игристых напитков еще дешевле. Следующей ступенью снижения себестоимости можно считать газирование обычного натурального вина углекислотой, как простой лимонад. А если в бутылке находится полусладкое вино, то у производителя есть соблазн и вовсе заменить виноматериалы на воду, сахар, спирт и смесь ароматизаторов и вкусовых добавок.
Если газированное вино еще как-то можно пить, то от алкогольных коктейлей под видом «шампанского» лучше отказаться, считает Ведякин. По этой причине, например, он советует отдавать предпочтение «Советскому шампанскому», которое (по крайней мере теоретически) должно производиться по ГОСТу, а не «Российскому», которое делают уже по индивидуальному ТУ, в котором производитель может указать что угодно.
По словам Ведякина, отличить натуральное вино от алкогольного коктейля можно, налив жидкость в хрустальный бокал и поболтав ее там. Натуральное вино любого качества будет стекать по стенкам тонкими струйками-«ножками» за счет содержащегося в нем естественного глицерина, образующегося при ферментации.
У лимонада со спиртом никаких «ножек» не будет.
Совладелец сети ResPublica Юрий Аксенов считает идею торговать игристым вином на розлив «интересной». «У нас в барах есть бутилированный винный напиток похожего типа, и у него есть спрос, — говорит предприниматель. — И, в принципе, таким продуктом можно было бы торговать и на розлив, как, например, сидром. В этом случае гость получал бы возможность заказать не всю бутылку, а всего пару бокалов». При этом, по мнению Аксенова, если «шампанское» в пластиковой бутылке смотрится как-то странно, то тот же самый винный напиток в бокале будет выглядеть уже вполне респектабельно.
Как следует из проведенного ранее на НГС опроса, в котором приняли участие почти 8 тыс. человек, самым популярным спиртным напитком у новосибирцев остается пиво — его предпочитают почти четверть горожан. Вино и родственные напитки — на втором месте, около 17 % выбирают именно их. Водка и коньяк делят третье место с результатом 7–8 % у каждого. Только четверть новосибирцев ответили, что не любят алкоголь.
Стас Соколов
Фото Александра Ощепкова