В больнице под Новосибирском 3-летняя девочка умерла от тяжелой формы ветряной оспы, более известной в народе как ветрянка. Врач, пытавшийся спасти девочке жизнь, подозревает, что маленькую пациентку убил модифицированный вирус, опасный для детей и взрослых. Какова вероятность смертельной эпидемии ветрянки в Новосибирске, почему от этой болезни не прививают бесплатно и даже не разрабатывают отечественную вакцину, разбиралась корреспондент НГС.НОВОСТИ.
Трехлетняя пациентка Искитимской центральной городской больницы умерла 7 января от тяжелой формы ветряной оспы (ветрянки). Как рассказал главный врач ИЦГБ Алексей Кайгородов, девочку привезли из села Евсино и через сутки после госпитализации она скончалась.
До этого ребенок болел 5 дней, но родители, видимо, не осознавали всей серьезности ситуации, предположила заведующая Евсинской участковой больницей Светлана Горшкова. «Она у нас не была, обращения к нам не было. Это горько и обидно. Родители вызывали "скорую" 4 и 5 января. Насколько мне известно, в первый раз мама написала отказ [от госпитализации]», — говорит Светлана Горшкова. По имеющейся у нее информации, прививки от ветряной оспы у погибшей девочки не было.
Сезонная вспышка ветрянки началась в Искитиме и окрестных селах в декабре 2015 года. По данным г-на Кайгородова, в прошлом месяце в райцентре из-за этого приостанавливали работу 6 школ и 6 детских садов, сейчас на карантине 2 детских сада и 1 школа.
«Стали появляться тяжелые формы и множественные высыпания. С чем это связано? Причин несколько. С одной стороны, иммунитет плохой. С другой стороны, возможно, что вирус приобретает другие характеристики, более агрессивные», — рассуждает Алексей Кайгородов. Также он отметил приток взрослых пациентов, которые, согласно медицинским документам, уже перенесли ветрянку в детстве. В связи с этим Кайгородов попросил инфекционистов и вирусологов из Новосибирска изучить ситуацию и вынести свой вердикт. «Я обратился в минздрав. Будем ждать окончательного эпистемологического исследования», — сказал врач.
Корреспондент НГС.НОВОСТИ нашел жительницу Новосибирска, двухлетнему сыну которой диагностировали, по ее словам, «нетипичную ветрянку». «5 января появилась сыпь, 6 января поднялась температура до 39–39,5, сбивалась обычными детскими сиропами. На третий день началась аллергия на сиропы, другие препараты не помогали. 8 января температура стала 40, вызвала "скорую". В отличие от обычной ветрянки это большие волдыри, которые группируются вместе по 5-6 штук. У меня ребенок весь зеленый», — говорит она. Жизни этого ребенка, впрочем, болезнь пока не угрожает.
По словам собеседницы, врачи признали, что такая форма ветрянки — все-таки редкость. Наплыва заболевших ветряной оспой в инфекционной больнице в Мочище, где сейчас находится мальчик, пока нет.
В областном Роспотребнадзоре отметили: ветряная оспа имеет цикличность, фаза максимума заболеваемости наступает раз в 5–7 лет. За 2015 год по всей России было зафиксировано на 17,6 % меньше заболевших. В Новосибирске ежегодно фиксируется около 19 тыс. случаев ветряной оспы, последняя вспышка была в январе-феврале 2012 года — 8 тыс. заболевших за два месяца.
Доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории молекулярной биологии РНК-вирусов ГНЦ ВБ «Вектор» Сергей Нетёсов говорит, что, к сожалению, в России нет полноценного молекулярно-вирусологического мониторинга за ветряной оспой, ее считают типичным детским и не очень важным заболеванием, которое у большинства протекает в легкой форме. Смертность составляет не более 0,1 %. Если же этот вирус впервые поражает взрослого человека, то у него он проявляется в виде опоясывающего лишая, который существенно опаснее ветряной оспы, так как может вызвать энцефалит.
«Что касается вспышки в Искитиме, то говорить о том, что появился новый штамм этого вируса, преждевременно. Конкретного больного и пробы от него никто не изучал, это не входит в число обязательных диагностических процедур. На основании одного случая говорить, что вирус — мутант, неверно.
Нужно подробно изучить иммунную систему умершего человека, потому что именно с особенностями конкретной иммунной системы и связана смертность. Несмотря на то что смертность у детей до 4 лет бывает очень редко, к вирусному заболеванию может присоединяться вторичная бактериальная инфекция», — рассуждает Сергей Нетёсов. Он полагает, что закрытые на карантин детские сады — печальная, но рядовая ситуация. То, что при вспышке умер всего один человек, как раз подтверждает, что мутации вируса нет.
Прививать или не прививать ребенка от ветрянки, решают родители. Это заболевание не входит в сферу интересов национального календаря прививок, который определяет сроки и типы массовой бесплатной вакцинации по программе обязательного медицинского страхования. Как следует из госреестра лекарств, в России зарегистрирована всего одна вакцина от ветрянки — «Варилрикс» производства Бельгии. В новосибирских поликлиниках за укол просят около 3 тыс. руб. «В Великобритании прививают только врачей, в Японии — практически всех детей. У нас в России целесообразность введения вакцинации серьезно не обсуждалась, но, на мой взгляд, это было бы весьма полезно, хотя бы в качестве опции для родителей», — поделился мнением Сергей Нетёсов.
Руководитель выездной паллиативной службы фонда «Защити жизнь» Татьяна Антонова отметила, что решение ставить прививку должны принимать родители вместе с педиатром, но есть дети из группы риска — их желательно вакцинировать (хотя прививка не дает 100%-ной гарантии). «Речь идет о детях, которые имеют какие-то патологии: бронхиальная астма, заболевания почек, сердца», — говорит Татьяна Антонова.
Анна Наумцева
Фото depositphotos.com