Количество жалоб новосибирских потребителей на продукты питания резко увеличилось в I квартале 2015 года, заметили в Роспотребнадзоре. Чаще всего горожане жалуются на масло и мороженое — эксперты отмечают, что до 60 % проданного в городе мороженого — искусственное. Производители заменяют молочный жир пальмовым — диетологи предупреждают, что вред от такого продукта сопоставим с вредом от алкоголя. Корреспондент НГС.НОВОСТИ выяснил, чем отличается настоящее мороженое от искусственного, как и из чего делают то и другое, и узнал, как получают мороженое из воздуха.
В Роспотребнадзоре подсчитали, что количество жалоб горожан на продукты питания за I квартал 2015 года увеличилось на 50 % — как правило, люди жаловались на несоответствие продукции стандартам. В число продуктов, на которые горожане чаще всего обращали внимание ведомства, оказалось мороженое. В Роспотребнадзоре уточнили, что жалобы касались реализации мороженого с истекшим сроком годности, несоответствия по жирнокислотному составу и по содержанию бактерий группы кишечной палочки. Нарушителей оштрафовали на сумму 300 тыс. руб. Названия фирм-нарушителей в этом ведомстве предпочли не оглашать, несмотря на официальный запрос редакции. Опрошенные корреспондентом НГС.НОВОСТИ эксперты заявили, что
Увеличение количества жалоб можно объяснить сезоном повышенного интереса к продукту и тем, что покупатели стали разборчивей, — таково мнение не только диетолога, но и мороженщиков из компаний «Славица» и «Мастерская Джелато». «На рынке появляется хорошее мороженое, качественное. Люди могут сравнивать. Я киоски специально к "инмарковским" подставлял. И, допустим, 2 года назад продажи у нас были меньше, а сейчас мы продаем в 1,5 раза больше "Инмарко". То есть потребитель голосует рублем», — прокомментировал один из руководителей новосибирского филиала красноярской фабрики «Славица», пожелавший остаться неназванным.
Производители утверждают, что массовое мороженое — не обязательно некачественное. Например, «Славица» делает стаканчик «Снежинка» из натурального молока по цене 10 руб., заверили в этой компании. Правда, вес его меньше, чем у аналогичных с заменителями молочного жира от конкурентов: 50 г против 70–80 г. «Все наши стаканчики, не только этот, считаются массовым продуктом, который потребляют 20–25 % покупателей», — объяснил руководитель новосибирского филиала «Славицы». Мороженое с искусственными добавками может позиционироваться и как дорогое — премиум-класса, замечают производители мороженого. Гарантии не дают ни цена, ни надписи вроде «Настоящее» или «ГОСТ».
Главный заменитель молочного жира и молока в искусственном мороженом — пальмовое масло, которое, как признаются мороженщики, дешевле натуральных ингредиентов раза в 3–4. При наличии растительного или пальмового масла в лакомстве может не быть совсем молока и молочного жира — химические ароматизаторы и вкусовые добавки сделают его вполне «молочным». Иногда в мороженое вместо натурального молока или сливок может пойти сухое. «Законодательство у нас такое, что за такие суррогаты производителям ничего не будет, если состав честно указан на этикетке. Но чаще всего производители это не указывают», — рассказал диетолог Яков Новоселов, объяснив, что
наибольший вред наносит организму пальмовое масло, которое является кладезем насыщенных жиров, многие из которых плохо перерабатываются в организме, так как температура плавления пальмового масла выше температуры человеческого тела.
Пальмовое масло, по словам диетолога, не усваивается организмом и является причиной нарушения жирового обмена в организме, атеросклероза, нарушения работы сердечно-сосудистой системы и прочих заболеваний. К тому же у нас, по мнению г-на Новоселова, в пищевой промышленности чаще используют техническое пальмовое масло — самое низкое по качеству и самое дешевое по цене. «Ученые сравнивают вред здоровью, наносимый избыточным потреблением насыщенных жиров, со злоупотреблением алкоголем. Примерно одинаковый вред», — сказал диетолог, объяснив, что главное отличие настоящего мороженого от сладкого суррогата в том, что первое через какое-то время растечется в лужицу, а второе оплывет, но в целом сохранит форму.
Обманывать покупателя производители могут еще и за счет «надувания» мороженого воздухом. При честном подходе воздуха в мороженом от 20 до 100 %. Он попадает в продукт во время его взбивания.
Нечестные мороженщики могут «надуть» и до 300 % воздуха. От этого увеличивается объем, который в миллилитрах указывают на этикетке. В результате один большой брикет мороженого объемом 1000 мл будет весить 500–600 г, другой — всего 300–400.
Технология производства и настоящего мороженого, и его искусственного аналога — одинаковая, рассказала гендиректор компании «Мастерская Джелато» по изготовлению натурального итальянского мороженого Елена Красуля. В большой емкости смешивают молоко, молочный жир (либо заменитель — пальмовый) с сахаром, все нагревается до 85 градусов, затем туда добавляются натуральные добавки (или искусственные заменители): ваниль, какао, шоколад, сливки, глюкоза… В мороженое типа сорбет при изготовлении добавляется вода. Далее все идет в специальный аппарат — фризер, где на высокой скорости перемешивается и одновременно охлаждается.
Твердое мороженое приготавливается точно так же, как и мягкое, которое продают в основном в заведениях фастфуда. Основная разница — в температуре хранения. При этом эксперты затруднились однозначно назвать мягкое мороженое ненатуральным — оно может быть как настоящим, так и искусственным. По словам производителей мороженого, за вход на территорию ТЦ надо платить большие деньги, что невыгодно при производстве натурального продукта с высокой себестоимостью. А вот крупным компаниям такие платы менее обременительны. Одна из последних историй, связанных с проверкой фастфудов, случилась осенью прошлого года в Воронеже, где Роспотребнадзор проверил «Макдоналдс» и выявил, что их мороженое «не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" по показателям идентификации (по массовой доле кислот в жирнокислотном составе, а именно капроновой, каприловой, каприновой, стеариновой кислот)». За это и ряд других нарушений на воронежский «Макдоналдс» наложили штраф в размере 100 тыс. руб.
Илья Калинин
Фото depositphotos.com