Новосибирские крупные мозаичные панно в основном созданы в 1970-е годы. «Как ни странно, у нас таких монументальных произведений меньше, чем в других советских городах», — замечает известный новосибирский художник Михаил Омбыш-Кузнецов.
Новосибирск лишился мозаичного панно площадью около полусотни квадратных метров. Член Союза художников Сергей Мосиенко, проходя по площади Калинина, заметил, что в достопримечательности районного значения — абстрактном панно напротив Дома проектных институтов — вначале пробили дверь для кафе сети «Кузина», а потом начали обдирать мозаику. Пока господин Мосиенко обращался к журналистам, в мэрию и в местный минкульт, от панно остался небольшой фрагмент. Защитник панно полагает: дело в том, что хозяевам кафе и рабочим вообще не пришло в голову, что перед ними произведение хотя и советского, но все-таки искусства. Во избежание подобных случаев корреспонденты НГС.НОВОСТИ подготовили краткий гид по новосибирской мозаике, которую наши советские предки создавали в расчете на то, что заказавшее ее государство просуществует тысячи лет, — но при этом подавали нам, потомкам, тайные знаки.
«Пропавшая мозаика на площади Калинина сделана в 1969–1970 годах, — рассказал Сергей Мосиенко. — Возможно, это наш известный художник Владимир Сокол и его мастерская, но, чтобы найти подтверждения, надо поднимать газеты того периода. В любом случае это штучная, ручная работа художника, а не ширпортреб…». Конкретного сюжета у мозаики не было. Это советская абстракция на тему науки, предполагает Мосиенко.
«…Мне говорили, что даже мэр приезжал на место и тоже был удручен, но работа уже утеряна, и сейчас главное — не обвинить кого-то, а сделать так, чтобы не было утеряно другое, чтобы чиновники работали», — продолжает господин Мосиенко.
Две самые известные новосибирские мозаики — «Покорители Оби» напротив ОбьГЭС (на фото) и «Письменность и печать» на здании издательства «Советская Сибирь» — сделаны в 1970-е годы художником Владимиром Соколом (1927–1990). Его же — витражи на станции метро «Речной вокзал».
Согласно городской легенде, в панно «Письменность и печать» на здании издательства «Советская Сибирь» спрятано «пасхальное яйцо» — красно-белый значок общества Рериха. Но официальных подтверждений, что так и задумывалось, нет.
Второй после Сокола видный монументалист, приложивший руку к Новосибирску, — Василий Кирьянов (1926–2012), автор мозаики «Труд» возле станции метро «Красный проспект». Его же мозаики в ДК «Строитель» и на фасадах Института клинической и экспериментальной медицины.
Мозаики известны человечеству как минимум 7 тыс. лет: они играют важную роль в культуре Древнего Рима, Византии, в исламском искусстве и средневековой Европе. В Россию изначально попали из Византии вместе с христианством, но им долго мешала развиваться дороговизна смальты (особого стекла, которое используется и в советских образцах). На фото — мозаика на фасаде ДК «Строитель».
Религиозные традиции в ликах строителей коммунизма, пришедшего на смену христианству и — как это бывает в таких случаях — заимствовавшего эффектные ходы, на советских панно разглядеть нетрудно. Считается, что двое из «Покорителей Оби» имеют реальные прототипы. Первый — монтажник Андрей Сердюков, один из погибших на строительстве ГЭС. Второй нарисован художником с водолаза Алиферия Мартынова, работавшего на ГЭС, когда панно создавалось (1970 год). Через несколько месяцев Мартынов также погиб на работе. И само панно напротив ГЭС некоторое время назад оказалось под угрозой разрушения от старости, но общественность успела его спасти.
«Понятно, что это не шедевры, не Лувр, но вот такие в нашем городе художники и вот такой след оставляют. Это наша история», — комментирует Сергей Мосиенко вопрос о художественной ценности новосибирских мозаик. На фото: Институт клинической и экспериментальной медицины в Нижней Ельцовке. Стены корпусов института Василий Кирьянов покрыл мозаичными панно в 1984 году, лица для аллегорических медиков и ученых позаимствовал из собственного семейного альбома.
Некоторые работы художников-монументалистов эпохи позднего СССР спрятаны внутри зданий. На фото: мозаика внутри бассейна на ул. Мусы Джалиля в Академгородке.
Пышечная на ул. Станиславского, по оценкам старожилов, появилась тут не позже 60-х годов, — с тех пор не менялась, превратившись в достопримечательность. Вряд ли авторы простенькой плиточной мозаики задумывались об этом, — но получилось похоже на кофейню где-нибудь в Стамбуле или Лиссабоне.
Самый массовый образец новосибирской мозаики — выложенные плитками торцы панельных девятиэтажек 1980-х годов. Обычно рисунки внутри микрорайона разные — так «коробки» можно хотя бы различить.
Эксперты из Союза художников в ответ на вопрос, почему в позднем СССР так полюбили мозаику, дружно отвечают, что дело в том, что это практически вечный материал («Если бы граждане не ломали», — добавляет Омбыш-Кузнецов). «Вечность» в дизайне и архитектуре — это индикатор политического строя; подразумевается, что вкусы, идеи и даже назначение зданий не изменятся через десятки, а может, и сотни лет. На фото: станция метро «Студенческая».
Именно отсутствие сейчас такой железобетонной уверенности в послезавтрашнем дне, по мнению экспертов, привело к тому, что мозаика вышла из моды. «Общественные здания серьезные не строятся, — замечает Омбыш-Кузнецов. — Да и вообще всё временное».
Действительно, как это не печально, но всё хорошее, что есть сейчас, построено раньше. Сегодня же на века работать не принято. Быстро срубил бабло и свалил, вот и вся философия нынешней элиты. Наверное единственное исключение из этого правила отель Мариот, за него не стыдно перед потомками.
Гость
26 ноября 2014, 11:55
если уж проследить всю причинно-следственную связь этого события, то первый вопрос к чиновникам, которые дали официальное разрешение на реконструкцию. Вопрос в том, с какой легкостью у нас все подписывается и продается людьми, обязанными следить за сохранением наследия. А теперь и главный художник города "в домике", не знал он ничего видите ли.
Ломать не строить.