Два человека за неделю упали на рельсы Новосибирского метрополитена. Один из них — молодой мужчина из Советского района — погиб. По версии следствия, это было самоубийство. Через несколько дней под поезд метро чуть не попал старик, у которого закружилась голова. В обоих случаях произошедшее на время парализовало метро. Эксперты-проектировщики, метростроители и психиатр рассказали НГС.НОВОСТИ о том, как оградить рельсы от падающих людей, какие станции самые привлекательные для суицидов и как распознать самоубийцу в толпе.
26 сентября Ленинская линия Новосибирского метрополитена прервала работу из-за 31-летнего мужчины, который прыгнул на рельсы на станции «Красный проспект». По словам очевидцев, примерно в 14:40 один из пассажиров присел на корточки у края платформы и спрыгнул под первый вагон приближающегося поезда. Красную ветку метро парализовало на час, мужчина погиб на месте. Очевидцы, бывшие на других станциях, жалуются, что им ничего не объяснили, некоторые пассажиры, посчитав свои интересы ущемленными, стали требовать вернуть деньги за проезд.
Полиция установила, что погибший был жителем Советского района, камеры видеонаблюдения показали: его никто не толкал. Происшествие вызвало широкий общественный резонанс. В социальных сетях начали появляться подробности о якобы экзотической одежде погибшего — лосины, плащ, женские трусы. Племянница погибшего, также через соцсети, опровергла подобную информацию и сообщила, что не верит в суицид дяди — у него осталась семья. Возможные мотивы суицида и подробности случившегося в Следственном управлении СК РФ по Новосибирской области оперативно прокомментировать отказались.
Днем 30 сентября на станции «Заельцовская» на пути метрополитена вновь упал человек. На сей раз мужчина 75 лет, у которого закружилась голова. Видимых повреждений пассажир не получил, его удалось быстро вытащить на платформу. Очевидцы говорят: от мужчины пахло спиртным, однако в полиции уточнили, что медицинское освидетельствование пострадавший не проходил.
Михаил Никулин, главный конструктор КБ «Электротехнические комплексы и транспортные системы», говорит, что самого удачного опыта в борьбе с падениями на рельсы метро достигли парижане:
Эксперт добавил, что перегородки из прочного материала, похожего на стекло, возможно устанавливать даже на старых станциях, ценных своим архитектурным обликом. «Каждая перегородка весит до 500 кг, чтобы ее установить, нужно укреплять платформу, по ночам, не останавливая движения. Но это не портит целостного восприятия станции», — уверяет он.
Среди станций Новосибирского метрополитена, где в первую очередь могли бы появиться перегородки, г-н Никулин назвал «Красный проспект» — крупный пересадочный узел с большим скоплением народа и «Речной вокзал». Там подобная труба могла бы не только увеличить безопасность станции, но и сделать ее теплее. «Она отсечет холодный воздух с моста. Зимой там с отоплением сложно. В Москве 200 станций, у нас 13. Не думаю, что это стоит миллиарды и миллиарды, тем более что речь идет о спасении людей. Можно модернизировать одну станцию в порядке эксперимента», — заметил транспортный конструктор.
По информации московских проектировщиков компании «Метростиль», двери из нержавеющей стали, к которым прикреплены листы прочного закаленного стекла высотой 2–3 м, стоят примерно 40 млн руб. для одной станции длиной 170 м. Михаил Никулин же замечает, что капитальные стены с раздвижными дверями, имеющиеся в метро Санкт-Петербурга, например на станции «Московская», — это наследие эпохи Хрущева, когда не было денег на архитектурные изыски.
Поговорить с руководством Новосибирского метрополитена не удалось — замначальника Роман Дронов через своего секретаря отказался от комментариев по причине занятости. Геннадий Рузаев, в прошлом директор новосибирского метростроя, а ныне — технический консультант УЗСПТС (заказчика строительных работ метрополитена), уверен, что запроектировать модернизацию существующих станций несложно.
«В копеечку выйдет. Но предусматриваем в проекте на новых станциях «Гусинобродская» и «Молодежная» загороженные платформы по санкт-петербургскому типу. Когда поезд подходит и двери поезда одновременно открываются с дверьми, ограждающими платформу», — пообещал Геннадий Рузаев.
Впрочем, в сентябре новосибирские власти признали, что строительство этих станций переносится на неопределенный срок.
О необходимости устанавливать такую защиту на платформах столичного метро с 2009 года говорит Генеральная прокуратура РФ. Главная причина — до 100 человек, упавших на рельсы московского метро в год. Для Новосибирского метрополитена нет аналогичной статистики, но открытые источники указывают на 3-4 случая в год. Погибший 26 сентября — уже второй, в июне 2014 года под поезд шагнул 18-летний парень и тоже скончался.
Специалист по визуальной психодиагностике Герман Тепляков полагает, что бороться с падениями людей на рельсы в метро можно не только техническими средствами.
«В лондонском метро заменили таблички на дверях «Выхода нет» на таблички с текстом «Выход рядом». Дешево и конструктивно, самоубийц стало значительно меньше», — резюмировал эксперт.
Он же уверяет, что человека, склонного к суициду, в толпе можно вычислить по внешним признакам: «У него поникшая голова, опущены плечи и руки, безучастное лицо и бедная мимика. Движения подчеркнуто заторможенные. Поскольку силен инстинкт самосохранения и организм противится из последних сил». По мнению Теплякова, если человек с отрешенным взглядом возится у турникета, его можно останавливать парой слов или даже проводить на платформу — связь с внешним миром способна отвратить от суицида.
Анна Наумцева
Фото thinkstockphotos.com (1, 2), Веры Сальницкой (3)