Полиция и следственный комитет под давлением глав двух регионов пообещали раскрыть нападение на студента из Тывы, который в ночь на 24 августа был избит и подожжен за киоском неподалеку от СГУПСа. Врачи целый месяц пытались спасти парня, у которого неизвестные пытались забрать деньги и банковскую карточку. Оставшись без денег, его жена и дочь вынуждены были уехать в Кызыл, а глава Республики Тыва — обратиться к Василию Юрченко с просьбой проконтролировать работу следствия. О том, как и за что убили 24-летнего парня, есть ли в этом деле «национальный» след и как часто тувинцы попадают в сводки полиции — в материале корреспондента НГС.НОВОСТИ.
Салима Сарыга, 24-летнего студента-заочника кафедры технической физики Томского политехнического университета, нашли в 4-м часу утра 24 августа случайные прохожие. Избитый и обожженный парень лежал за киоском в районе дома № 408 по ул. Дуси Ковальчук. В ГУ МВД РФ рассказали, что в пятницу, 23 августа, утром он ушел на работу, но вечером домой не вернулся. В отделение реанимации областной клинической больницы Салима Сарыга доставили с многочисленными тупыми травмами, сотрясением головного мозга и ожогами.
Более подробно говорить о пациенте они отказались, сославшись на тайну врачебной деятельности. Состояние его в больнице оценивали как перманентно тяжелое: он ненадолго выходил из комы, после чего проваливался в нее снова. Состояние парня ухудшалось с каждым днем, и в конце сентября его погрузили в искусственную кому. 27 сентября он скончался.
Знакомые семьи рассказали: Салим, придя в себя в больнице, рассказал жене, что его избили несколько молодых людей. Они сперва потребовали у него денег, а когда узнали, что наличных нет, — PIN-код от банковской карты. Не получив желаемого, тувинца избили и подожгли, при этом оставив все ценное в карманах. После его смерти собранные материалы полиция передала в следственное управление Следственного комитета РФ по НСО. Уголовное дело возбуждено по ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).
Наказание, которое грозит преступникам, суровое — до 15 лет лишения свободы. Если их, конечно, найдут: на момент передачи дела следствию конкретных подозреваемых не было.
В Новосибирск Салим Сарыг вместе с гражданской женой Чодураа Чамыян и годовалой дочкой Янчаной переехал в 2012 году. Жила молодая семья в арендованной комнате. Чодураа училась в местном гидрометеорологическом училище, Салим раз в полгода ездил в Томск — парень учился на инженера и в этом году перешел на 3-й курс. На жизнь семейства Салим зарабатывал в фирме по производству мебели.
Особый статус делу Сарыга придал глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол, который 26 сентября официально обратился к губернатору Василию Юрченко и прокурору области Евгению Овчинникову с просьбой взять расследование под личный контроль. В официальном сообщении Правительства Республики Тыва сказано, что пойти на это Шолбана Кара-оола вынудило письмо гражданской жены погибшего. Она пожаловалась на молчание следствия и попросила помощи: пока муж лежал в больнице, у Чодураа кончились деньги на аренду комнаты, и она вынуждена была вернуться с 2-летней дочкой в Тыву. На этой неделе в селе Сарыг-Сеп, откуда родом Салим, состоятся его похороны.
В правительстве Новосибирской области подтвердили: дело находится на особом контроле Василия Юрченко — периодически ему докладывают о том, как продвигается следствие. Припомнить подобные публичные обращения глав регионов к Василию Юрченко в администрации не смогли. А вот практика губернаторского контроля хода расследования резонансных преступлений не нова. Так, например, в апреле 2013 губернатор обращал особое внимание на расследование убийства 7-летней Алены Водопьяновой в Тогучине.
По подсчетам президента тувинского студенческого землячества в Новосибирске Айдына Монгуша, в нашем городе постоянно учатся или работают около 3 тыс. уроженцев Республики Тыва.
Каждую осень поступать в новосибирские вузы приезжают 500 будущих студентов-первокурсников: после Нового года половина уезжает домой, завалив сессию. Айдын Монгуш заметил, что в последние годы уровень агрессии к тувинцам растет: по его информации, Салим Сарыг — третий уроженец республики, погибший в этом году в столице Сибири.
«Пока каких-то сведений, что это совершено по мотивам межнациональной розни, у нас нет», — опроверг в минувший вторник слухи об «этнических разборках» начальник центра «Э» ГУ МВД по НСО Павел Золотухин.
В областном управлении МВД не сумели вспомнить аналогичные случаи нападения на приезжих из Тывы, зато привели в пример ряд задержаний преступников, которые при выяснении личности оказались уроженцами этой республики. Так, в октябре 2011 года в Заельцовском районе были задержаны трое студентов 18–20 лет, которые по ночам грабили прохожих: один держал жертву за руки, второй угрожал ей ножом, третий обыскивал карманы. В одном из самых больших студенческих поселений города — студгородке НГТУ — тоже усомнились во всплеске ксенофобии, однако поведали о сложностях другого рода. «Когда им попадает спиртное за воротник, они становятся просто неуправляемы. А в нормальном состоянии агрессивностью не отличаются, друг за друга держатся — к ним стараются и не приставать», — заметил Виктор Пустовалов, директор студгородка НГТУ.
Александр Агафонов
Фото thinkstockphotos.com