В Новосибирске появились новые сильнодействующие наркотики, не вызывающие физической зависимости, но способные убить человека за год их применения. Речь идет о китайском синтетическом аналоге кокаина, который продается под видом соли для ванн. Городские центры профилактики наркомании разработали собственные методики реабилитации наркозависимых и активно рекламируют их в метро. Специалисты центров говорят, что солевые наркоманы плохо социализируются и даже после лечения зачастую остаются неадекватными.
В новосибирском метро появилась реклама программ лечения от солевой зависимости. Представители реабилитационных центров для наркозависимых рекламируют способы борьбы с последствиями приема нового поколения синтетических наркотиков. Китайские аналоги кокаина в Новосибирске продают через интернет-магазины, группы «ВКонтакте», а также «серую» розничную сеть с привлечением курьеров.
Три доступные марки вещества можно купить по цене в пределах 2000 рублей за 1 грамм. Опрошенные нами наркологи уверены, что одного грамма хватит на то, чтобы сутки не спать, не есть и пребывать в состоянии эйфории. Сотрудник реабилитационного центра «Право на жизнь» Александр Демиденко объяснил, что в состав соли входит несколько действующих веществ, которые для достижения эффекта наркоманы растворяют в жидкости, после чего либо пропитывают ею курительную смесь, либо вводят внутривенно.
«Если в составе (соли. — К.М.) есть наркотические средства и их аналоги — вещество запрещено, а за его сбыт привлекают к уголовной ответственности. Ряд этих веществ уже запрещен к обороту», — говорит специалист группы информации и общественных связей Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Новосибирской области Анастасия Рыжкова.
Действие соли на организм те, кто попал от нее в зависимость, сравнивают с кокаином. «После укола моментально появляется эйфория и легкость, — вспоминает бывший наркоман Илья. — Но от разных солей разный эффект. Некоторые плохо идут, некоторые лучше курить, некоторые лучше колоть. Но очень приятное ощущение. Страшно только когда эффект уходит. Так страшно, что хочется бежать куда-нибудь. Но если вовремя сделать еще укол, то страха не будет. Живешь от укола до укола. Уколешься — хорошо. Не уколешься — плохо. Не больно, а очень страшно. Паника. Так плохо, что лучше уколоться».
Администратор фонда «Новосибирск без наркотиков» Денис Селезнев говорит, что солевые зависимые часто думают, что на них кто-то охотится, видят на крышах снайперов или висящий в воздухе вертолет. «Боятся, что их похитит кто-нибудь. Инопланетяне — это вообще их тема», — добавляет Александр Демиденко из фонда «Право на жизнь».
Основное действующее вещество соли — 3-FMC (флефедрон) — запрещено в России с ноября 2010 года. Только в этом году новосибирские наркополицейские пресекли более 160 преступлений, связанных с оборотом синтетических наркотиков. Однако в пресс-службе ФСКН уточняют, что производители «солей для ванн» постоянно разрабатывают новые виды смеси, частью из ингредиентов неизвестного происхождения. Как только классифицируется и запрещается один сорт, на рынке немедленно появляется новый вид жуткого зелья.
В реабилитационных центрах говорят, что синтетические наркотики легко захватывают рынок благодаря нескольким факторам: отсутствие фиксированной химической формулы, дешевизна и хорошая маскировка.
«Я рассматриваю «соль для ванн» как чрезвычайно опасное наркотическое вещество, — заявил недавно в эфире канала «ИноТВ» директор ФСКН Виктор Иванов. — Тот, кто однажды на него подсядет, практически не способен вернуться в нормальное общество и попадает в руки криминальных продавцов». С главой наркоконтроля соглашается нарколог клиники «Инсайт» Павел Старощук: «Люди, которые мне рассказывали про соль, сумели вовремя остановиться. Говорят, что страшнее всего — попасть в зависимость именно потому, что сделать это очень просто».
В центрах реабилитации наркоманов говорят, что «марафон» (непрерывный прием наркотика) в случае с солью может продолжаться несколько суток. Специалисты центров добавляют, что за месяц солевой наркоман теряет в весе до 15 килограммов, перестает спать, есть и пить, теряет ясность ума, часто впадает в депрессию и панику. Через год человек умирает от физического и нервного истощения.
Из более чем 80 человек, которые проходят реабилитацию в центре, где работает Денис Селезнев, треть лечатся от солевой зависимости. В масштабах города доля солевых наркоманов примерно такая же, соглашаются остальные эксперты.
В первые дни лечения за такими зависимыми наблюдают по 24 часа в сутки. «У нас был случай, когда человек с солевой зависимостью начинал более-менее нормально себя вести только на восьмой месяц реабилитации, — вспоминает Денис Селезнев. — Были люди, которые физически не могли пить — их рвало от воды, и чтобы восполнить водный баланс, приходилось оборачивать их мокрыми полотенцами». Александр Демиденко добавляет, что признаки ранее полученной солевой зависимости часто остаются у людей и после реабилитации. «Они становятся как дети, — объясняет эксперт, — задают вопросы по делу и не по делу: «А как?», «А почему?»… Постоянно что-то фантазируют». Но в целом прогноз на реабилитацию у больных такой зависимостью благоприятный, хотя эксперты и говорят, что многое здесь зависит от отношений в семье.
Кирилл Маковеев
Фото thinkstockphotos.com