Город «Смертная казнь не остановила Чикатило»

«Смертная казнь не остановила Чикатило»

Но подавляющее большинство новосибирцев оправдывает высшую меру наказания

9 ноября Конституционный суд РФ рассмотрит вопрос о прекращении действия моратория на смертную казнь. Преступников в России не казнили более десяти лет — все эти годы опросы общественного мнения показывали, что больше половины населения считают такую гуманность чрезмерной. Среди читателей НГС.НОВОСТИ, ответивших на вопрос об отношении к восстановлению смертной казни за особо тяжкие преступления, только около 13,5 % полагают, что никто не вправе отнимать жизнь у другого человека. 39 % считают, что смертная казнь нужна, потому что только так можно побороть преступность. Около 46 % опрошенных допускают существование смертной казни, «но не с нашей судебной системой». И, наконец, чуть более 1 % ответивших не имеют четкого мнения. Вопрос «Какова ваша личная позиция по отношению к смертной казни и считаете ли вы ее вредной или полезной для современного общества?» корреспондент НГС.НОВОСТИ задала видным представителям церкви, правоохранительных органов, общественности и науки.

Справка: В 1996 году Россия вступила в Совет Европы, присоединившись к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Протокол № 6 Конвенции, предусматривающий отказ от смертной казни, не ратифицирован российским парламентом до сих пор. Тем не менее в том же 1996 году Борис Ельцин де-факто ввел мораторий на смертную казнь, перестав рассматривать прошения о помиловании (без рассмотрения смертный приговор не может быть приведен в исполнение). В 1999 году Конституционный суд закрепил мораторий де-юре на основании того, что Конституция РФ гарантирует потенциальным «смертникам» суд с участием присяжных, который в то время действовал не во всех регионах РФ. С января 2010 года суды присяжных начнут действовать в последнем неохваченном регионе — Чечне. Таким образом, повод для моратория перестанет существовать. Как сообщает «КоммерсантЪ», позиция президента Дмитрия Медведева «в этом вопросе остается неизменной — отмены моратория на смертную казнь допустить нельзя».

Павел Яровой, председатель коллегии адвокатов «Форум»: «Я полагаю, что отмена смертной казни была бы абсолютно правомерным шагом. Сегодня в большинстве развитых стран мира смертная казнь отсутствует. И это — воплощение в жизнь гуманистического принципа, что лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного. Само по себе это наказание может быть адекватным совершенному злу, но дело в том, что само по себе наличие смертной казни никогда не останавливало убийц, насильников, маньяков. В советское время смертная казнь не остановила Чикатило, Михасевича, других маньяков, совершавших десятки убийств с особой жестокостью. И не могла остановить.

То есть деятельность правоохранительной системы, ее способность найти преступника и доказать его вину — единственное, что может преступника остановить. Поэтому, как юрист, я полагаю, что необходимости в смертной казни нет. К тому же она означает невозможность исправить судебную ошибку. И, если говорить о наказании, еще неизвестно, что тяжелее — расстрел или годы осознания вины в заточении. Я полагаю, что пожизненное лишение свободы — наказание для тяжких преступлений одновременно и адекватное совершенному, и соответствующее всем правовым принципам построения демократического общества».

Протоиерей Александр Новопашин, настоятель собора Александра Невского: «Не мы жизнь давали — не нам ее отбирать. На мой взгляд, смертная казнь — облегченный вариант ускользнуть от наказания. За тяжкие преступления для садистов, террористов, убийц, как мне кажется, нужно давать несколько пожизненных сроков с гарантией, что изменившаяся ситуация в стране через несколько лет не станет причиной для их освобождения. Я могу привести известный пример — главы сатанинской секты Чарльза Мэнсона, последователи которого зверски убили беременную жену режиссера Романа Поланского и еще несколько человек. Мэнсон получил несколько пожизненных сроков и сидит уже сорок лет. Если бы ему было комфортно и легко, он не совершил бы несколько попыток самоубийства, после которых его возвращают назад. Пожизненное заключение никогда не будет для человека легким, но дает возможность некоторого искупления, переосмысления и покаяния. Что касается пользы для общества, то мы занимаемся реабилитацией наркозависимых (я — член общественного совета Госнаркоконтроля) и отслеживаем ситуацию по этому вопросу в других странах. Там, где существует смертная казнь для наркоторговцев, ситуация не намного лучше. Мы видим, что смертная казнь останавливает далеко не всех. Возможно, смертная казнь улучшает ситуацию с преступностью на первых порах, — но потом и к этому привыкают».

Надежда Вавилина, ректор Нового сибирского института, член Общественной палаты РФ, доктор социологических наук: «Честно сказать, я противник смертной казни. С другой стороны, я понимаю настроения общества. Например, вчера по телевизору показывали мальчика, сбитого машиной, который уже три года находится на искусственной вентиляции легких. Водитель за искалеченную жизнь получил четыре года колонии-поселения. Преступники, покусившиеся на человеческую жизнь в любой форме, должны отвечать самым суровым образом. Но без того, чтобы отнимать их жизнь. Я за ужесточение наказаний — но в форме продления сроков заключения и неотвратимости наказания».

Владимир Завьялов, заведующий кафедрой психотерапии и психологического консультирования Новосибирского государственного медуниверситета, главный психотерапевт области: «Трудный вопрос, и для меня он внутри не разрешен окончательно. Наверное, хорошо бы отменить смертную казнь окончательно. Но, во-первых, применяя пожизненное заключение. А, во-вторых, проводя более глубокие исследования психики заключенных убийц и насильников, чтобы понимать причины этого феномена и использовать эти знания для предотвращения других преступлений. Смертная казнь снимает ответственность с общества, возлагая ее на одного человека, — хотя на самом деле причины преступлений гораздо сложнее. Хотя, я полагаю, что народ поддержит введение смертной казни — на эмоциональном уровне это успокаивает «преступники убиты, их нет». Что-то вроде «все микробы убиты, я здоров». Но человек здоров не оттого, что нет микробов, а оттого, что у него есть иммунитет. Вот такая медицинская метафора к размышлению. Можно кричать, что здорово будет расстреливать коррупционеров как в Китае, но мы — не Китай, и при современном состоянии общества смертная казнь будет очень некстати».

Юрий Прощалыкин, первый заместитель начальника ГУ МВД по СФО: «Вопрос непростой. Думаю, смертная казнь нужна, но в особо исключительных случаях, когда человек неисправим. Главное, чтобы не было судебной ошибки. Опыт применения этой меры наказания в советское время у нас есть, и в этом были положительные моменты. Вопрос в том, чтобы определить перечень преступлений, при которых казнь должна применяться. Серийные убийцы, преступления с особой жестокостью… Я считаю, в основном это должно быть связано с принципом, как говорится, «око за око, зуб за зуб» и применяться в исключительных случаях. А для остальных преступлений достаточно тех мер наказания, которые уже существуют».

Справка: Наказание в виде смертной казни предусматривают 5 статей УК РФ: статья 105 — «Убийство» (часть вторая); статья 277 — «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля»; статья 295 — «Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование»; статья 317 — «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»; статья 357 — «Геноцид». Согласно УК РФ, смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет или достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста.

Елена Полякова

Фото ru.trinixy.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
65
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Российский ретейл на грани? Эксперт рынка труда — о том, как кадровый кризис угрожает отрасли розничной торговли
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления