Если вы думаете, что, просыпаясь в семь утра и появляясь на работе в полдевятого, совершаете гражданский подвиг, то вы заблуждаетесь. Есть в Новосибирске люди, которые в семь утра уже час-полтора как работают. При этом они не могут позволить себе зевать, кашлять и некоторое время после начала работы просто побыть в утренне-коматозном состоянии. Они обязаны быть бодрыми и энергичными, как зайцы из рекламы батареек. Скорее всего, вы знаете этих людей. Возможно, в семь утра вы просыпаетесь под их голоса - не обращая внимания на то, что они говорят, просто воспринимая их как звуковой фон начала рабочего дня. Эти люди - утренние ведущие FM-радиостанций. Сегодня в студии прямого эфира - ведущие \"Европы плюс\" Алексей Данилов и Алексей Туманов.
Как появился на свет ваш творческий союз?
Алексей Туманов (АТ) – Когда три года назад 2 октября 2000 мы вышли в эфир на Европе плюс. Я тогда работал на радиостанции, которая сейчас называется «Мелоди», Данилов вел шоу на Европе плюс. Ему было очень скучно и одиноко... Вообще, очень сложно вести утреннее шоу одному, особенно, если нет редакторов, нет людей, которые готовят то, что появляется в эфире. Трудно перелопатить информацию, а потом весело подавать. В итоге мы поговорили, попробовали работать вместе, вот, вроде получилось.
Не надоедает ли вам каждое утро приходить на работу, видеть там одно и тоже лицо?
АТ – Конечно, надоедает.
Алексей Данилов (АД) - Вы замужем? Представьте, что вы замужем и каждый раз после работы, приходя домой, видите одно и тоже лицо. Первое время вы это лицо обожаете и любите, потом привыкаете, потом потихонечку начинаете друг друга раздражать. Потом опять все начинает развиваться по спирали: опять обожаете, опять любите, опять привыкаете…
АТ – Понятно, что открываются новые грани, так же как и браке. Хотя, у нас не семья, а работа, но, поскольку в эмоциональном плане мы достаточно сильно друг от друга зависим, то аналогии можно проводить. Без всякого секса, естественно.
Как происходит распределение ролей? Все говорят, что Данилов – более разговорчивый, а Туманов – более молчаливый.
АТ – Правильно говорят, так и есть.
Когда вы вели передачи отдельно, все было по-другому, это было не то…
АД – Даже мы уже не помним, как там было.
АТ – Но было не то…
Ваша пара, ваш дуэт – это такой розовый кролик из рекламы. Кто из вас игрушка, а кто – батарейка, которая этого кролика энергией постоянно подпитывает?
АТ – На самом деле, нельзя сказать однозначно, что вот этот - батарейка, а вот этот - кролик…
АД – Кролик – это скорее Туманов, у него же сын есть, понимаете.
АТ – Нет, мы же про работу говорим.
АД – Ах, про работу…
АТ – Все, как и в обыкновенной жизни, все зависит от настроения. Если настроение у кролика лучше, чем у батарейки, то кролик становится батарейкой.
АД – В общем, тот, кто себя нормально в данный момент чувствует, тот и молодец.
АТ – Главное, чтобы хоть кто-то себя при этом нормально чувствовал.
АД – Главное, чтобы хорошее настроение перекрывало плохое настроение, если оно вдруг есть.
А если нет настроения?
АД – Так не бывает, чтобы не было настроения. Настроение есть всегда, оно либо хорошее, либо плохое. Вот если настроение плохое, то тут надо работать над собой. Нужно отдавать себе отчет в том, что людям, которые включают радиоприемники совершенно все равно, какое у тебя сегодня настроение. Их не волнует то, что у тебя с машины сняли фары или то, что соседская кошка накакала возле твоей двери. У слушателей итак забот по горло. Просто в этот момент ты не должен рассказывать о своих проблемах, а должен говорить о чем-то позитивном.
АТ – Либо можно рассказать об этих проблемах весело, с иронией. Ни в коем случае нельзя перекладывать свои обиды, неудачи на ни в чем неповинных людей.
Кто придумывает шутки, которые звучат в вашем шоу?
АТ – У нас нет шуток
АД – Мы не шутим
АТ – Никогда. У нас не бывает шуток вообще в программе.
АД – На самом деле, я начну вот с чего. В последнее время я стал разочаровываться в КВН. Раньше смотрел очень часто, многое даже нравилось. Но сейчас КВН вырождается и его невозможно смотреть. Раньше люди, которые там выступали, писали шутки сами себе. Эти шутки рождались в какой-то ситуации, а потом их выдавали на сцене зрителям. С тех пор я очень люблю ситуативный юмор. Я - большой противник подготовленного юмора. Поэтому в нашей программе мы никогда не шутим шутки, которые когда-то запомнили или придумали. Вот то, что вы слушаете, если вы это принимаете за шутку, то хорошо. Но все это рождается в данный момент и ничего заранее не пишется. Никогда.
АТ – Мы вообще не любим писать. Максимум – отметить какие-то основные моменты, обозначить тему. Но это все тезисы, не более.
Бывает ли вам стыдно за сказанное в эфире?
АД – Любому человеку бывает за что-то стыдно. Нам тоже.
АТ – Все зависит от размера совести. Одному человеку может быть стыдно за то, что сказал другой, а тот вообще не понимает, почему за это должно быть стыдно.
АД - Если мы говорим что-то, чего говорить не следовало, то потом стыдимся и занимаемся самоедством полночи.
АТ – А потом, не выспавшись, на работу приходим.
АД – Всем бывает стыдно. Стыдно может быть за то, что бабушке монетку не дал, женщину нехорошим словом назвал, в троллейбусе на ногу наступил. Как любому человеку нам бывает стыдно. В том числе и за то, что мы говорим. Иногда.
Случается ли произносить мат в эфире?
АД – Нет, такого не может быть просто. Любой человек матерится. Любой русский человек, в той или иной ситуации использует ненормативную лексику. Одни это делают чаще, другие реже. Дело в том, что некоторым удается хорошо и это не слушается как мат, а лишь органично дополняет образ этого человека. А у некоторых выходит только грязный мат, они просто ругаются. Я и без такой лексики не могу связать два слова. И мы ругаемся матом, как и любые другие люди. Но чаще мы выражаем свои мысли без нехороших слов.
А как вообще к мату относитесь?
АД – Все зависит от ситуации. Это же во многом часть культуры. Нельзя, например, рассказать иногда анекдот, заменив матерное слово синонимом. Теряется соль. Тогда никто ничего не поймет. И смеяться не будет.
АТ – Тут вот еще какое дело: в нашей стране слово «экзистенциализм» знают гораздо меньше людей, чем то слово, которое на заборах пишут.
А есть ли темы, которые в эфире никогда поминать не станете?
АД – У нас есть какая-то внутренняя граница, обусловленная нашим воспитанием или нашим небольшим жизненным опытом. Эти границы мы чувствуем и не нарушаем. Мы не любим, когда нам стыдно. Поэтому стараемся не хамить. И вообще нам это не нравится.
АТ – Стареемся не выглядеть умниками, не выставлять дураками своих слушателей.
АД – Стараемся не издеваться над слушателями, если человек этого не заслуживает. Бывают, конечно, откровенные глупцы, но там и так все понятно, без наших комментариев.
Что изменилось на радио за то время, которое вы этим занимаетесь?
АД - Конкуренции стало больше.
А в творческом отношении что изменилось?
АД – У нас?
Ну, например, у вас.
АД – Нам кажется, что мы стали лучше. А все остальное становится хуже. Становится больше однообразных персонажей, все коммерциализируется. Закончились патриоты.
А вы считаете себя патриотами?
АД – Да, я считаю себя патриотом: патриотом страны, патриотом работы.
АТ – Ну, да, мы работаем за идею, по большому счету.
В работе случались какие-нибудь курьезы, забавные происшествия?
АТ – Мы не запоминаем этого, конечно, у нас память как решето. А вообще, все курьезы можно услышать в прямом эфире каждое утро с 7 до 10, обязательно какой-нибудь курьез да случится.
Вы каждое утро проводите вместе, а что делаете вечерами?
АД – Каждый занимается своими делами
АТ – У нас у каждого есть личная жизнь
АД – Нет, ну что значит «что делаете»? Что вы делаете, то и мы.
А музыку вы какую слушаете? Или хватает того, что слышите на работе?
АД – Музыка может быть совершенно разных направлений. У меня в машине есть такая ниша, туда помещается 5 дисков. То есть, что лежит там, то и слушаю. Надоест – поменяю, буду слушать другие пять. В эти выходные положил туда «двойник» Луи Армстронга, Шаде, какой-то там «Тхе бест оф», еще Touch and Go, я туда положил Фрэнка Синатру и…
АТ- И все, больше не вмещается.
АД – Да, и все. А, и Morcheeba там торчит.
АТ – А у меня на жестком диске лежит 17 гигабайт музыки и если я начну сейчас перечислять, то это займет не 17 гигабайт, конечно, но не многим меньше.
Сколько стоит брэнд «Данилов и Туманов»?
АТ – Для чего?
Ну, если мы захотим вас купить…
АТ – Вопрос, на самом деле, задан не правильно. Вот футболисты – они же не сами продаются. Один владелец клуба приходит к другому владельцу клуба и платит ему за футболиста какие-то деньги, а футболист подписывает контракт, в котором указаны совершенно другие суммы, естественно, меньшие.
АД – Это была рыночная сторона вопроса. Но мы уже говорили, что мы патриоты своей работы, поэтому не продаемся.
Как сделать популярное радиошоу?
АД – Необходимо желание, это же понятно. Но помимо желания должны присутствовать другие качества.
АТ – С техническими аспектами человек должен быть знаком: миксы, хрениксы – все должно быть доведено до автоматизма, потому что голова в этот момент другим занята.
АД – Еще нужно стараться быть разным, если не получается, то никто это слушать не будет. А чтобы быть разным, нужно быть в курсе дел, постоянно что-то читать, слушать. Нужно уметь поддержать любой разговор с любым собеседником, поэтому хотя бы вершки из разных тем должны быть в вашем багаже.
А вы чувствуете, что эти «вершки» со временем меняются? Вчера было популярным одно, а сегодня – другое?
АД – На самом деле, есть несколько тем, которые актуальны всегда. Это взаимоотношения полов, это секс, это деньги. Все остальное – дефолты, повышения цен на бензин, банковский кризис – просто нужно, элементарно, быть в курсе новостей. Как правило, всех людей волнует одно и то же. И боятся люди одного и того же. Если ты будешь об этом говорить, то в разговоре человек узнает самого себя. А это немаловажно.
Елена Шкарубо,
Мстислав Лавринович,
специально для НГС