У любителей импортного пива в последние годы — сплошные расстройства. Стоит какой-нибудь марке худо-бедно раскрутиться на российском рынке, как ее тут же берется варить по лицензии кто-нибудь из «пивных грандов» — международных корпораций, подмявших под себя в РФ уже почти 90 % всего рынка. Как только это происходит, вкус привычного напитка радикально меняется — и не в лучшую сторону. Так, по крайней мере, считают любители импортного пива.
В определенный момент такая вот трансформация случилась и с пивом марки Guinness. При этом импортное пиво под этим названием из российских магазинов практически исчезло, оставшись исключительно уделом баров. Помню, что, попробовав пару раз этот российский «Гиннесс», я зарекся его не покупать (сделав исключение только раз, когда он понадобился мне для кулинарных экспериментов). Но на минувших выходных, взявшись делать баранину, тушеную с картошкой, и наткнувшись в «Мегасе» на Guinness в банках ирландского производства, решил сравнить, что называется, слепым тестом.
Первое разочарование ждало меня, когда я только увидел два наполненных бокала. Отличить лицензионный «Гиннесс» от импортного можно на глаз просто потому, что пена у него опадает буквально за пару минут, превращаясь в не очень аппетитные неоднородные комки. Ирландское пиво сохраняло шапку гораздо дольше, и даже по цвету она отличалась — была более светлой.
Сама по себе углекислота в пиве тоже работала совершенно иначе. Российский «Гиннесс» сразу бьет в нос, как лимонад, и щекочет агрессивными пузырьками рот, практически не давая шансов понять, что же такое вы только что взяли в рот. Оригинальный Guinness, кажется, этих пузырьков не содержит вовсе — до того они мелки. Ну и горечь. У отечественного напитка она прямо бросается вперед, при первом же глотке, как будто боится, что вы сможете в пиве почувствовать какие-то вкусы еще. Ирландский Guinness куда мягче, а главное — как-то крепко сбит. Его вкус будто вырублен из целого куска, а не собран из отдельных деталей, некоторые из которых вообще наспех прикрутили к основному телу проволочками.
Агитировать покупать оригинальный напиток не вижу никакого смысла — те, кто могут себе позволить почувствовать разницу, в таких рекомендациях не нуждаются. Удивительно только, что цена на лицензионное пиво приближалась к дешевому импортному (больше 80 руб. за бутылку). Но оригинальный Guinness продается еще на 100 руб. ей дороже. Прямо скажем, напиток не для всех.
Ну а так ли нужен «всем» этот самый Guinness? Никто ведь не запрещает варить в любом месте пиво любого типа, которое, быть может, будет и не хуже оригинала. Но пусть оно называется как-то по-своему. Наладив в нашем отечестве производство своих замечательных брендов, пивные гранды приучили потребителя к тому, что почти все эти бренды — это просто буквы на этикетке, которые ни к чему, в общем-то, не обязывают. Кроме наценки за бренд, которая должна, по идее, создать у потребителя какой-то несложный набор ощущений, придуманный для него хитроумными рекламщиками.
Именно поэтому, отчасти, я предпочитаю пиву вино, которое хоть понятно, где сделали и откуда привезли. То есть бывают, конечно, и в винодельческом производстве хитрецы, которые норовят назвать какое-нибудь бывшее ООО гордым именем Chateau, но, слава богу, с разлитым из местного сырья Medoc мне сталкиваться не приходилось. Хотя почему бы и нет?
Кстати, российский «Гиннесс», по новым требованиям, даже не имеет права называться «пивом» — на бутылках так и написано «пивной напиток». Коктейль, в общем, из некоего базового пивного продукта и вкусоароматической добавки «Гиннесс», идентичной натуральной.
Фото автора