Развлечения Истории «Это как мамонта найти»: сибиряк восстанавливает зарубежные мотоциклы времен Второй мировой войны — увлечение стоит миллионы

«Это как мамонта найти»: сибиряк восстанавливает зарубежные мотоциклы времен Второй мировой войны — увлечение стоит миллионы

Увлечение мотоциклами стало для Александра Турутина смыслом жизни

Александр увлекается мотоциклами фактически с детства | Источник: предоставлено Александром ТурутинымАлександр увлекается мотоциклами фактически с детства | Источник: предоставлено Александром Турутиным

Александр увлекается мотоциклами фактически с детства

Источник:

предоставлено Александром Турутиным

Новосибирец Александр Турутин работу в производственной компании удачно совмещает с хобби, которое стало для него смыслом жизни: мужчина скупает и реставрирует технику времен Второй мировой войны. Сегодня в коллекции сибиряка уже есть автомобиль и несколько мотоциклов. Останавливаться на достигнутом он не собирается и мечтает открыть тематический музей. Он показал корреспондентам НГС свою мастерскую и образцы техники, над которыми работает, рассказал о тонкостях реставрации мотоциклов, которым больше 80 лет, и объяснил, для чего ему это нужно. Подробности — в материале Настасьи Медведевой.

Семейная реликвия

Все реставрационные работы мужчина проводит в помещении на работе, ему помогает коллега | Источник: Андрей Бортко / NGS.RUВсе реставрационные работы мужчина проводит в помещении на работе, ему помогает коллега | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU

Все реставрационные работы мужчина проводит в помещении на работе, ему помогает коллега

Источник:

Андрей Бортко / NGS.RU

Новосибирцу Александру Турутину 35 лет, и основная его работа — в компании, которая изготавливает оборудование для салонов красоты. На предприятии нашлись мощности и место, где он в свободное от работы время может заниматься любимым делом: реставрацией техники времен Второй мировой войны — преимущественно мотоциклов. Любовь к ним у Александра зародилась еще в детстве.

«На самой ранней фотографии, где я сижу на мотоцикле, мне 9 лет. Старшему другу в то время купили мотоцикл, и мы на нем катались. Мне мотоциклы родители никогда не давали, но я втихаря свой первый собрал из запчастей, когда еще учился в школе, — пособирал их у друзей и знакомых, и собрал», — рассказал он.

Понимание, куда двигаться, возникло после восстановления машины деда | Источник: Андрей Бортко / NGS.RUПонимание, куда двигаться, возникло после восстановления машины деда | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU

Понимание, куда двигаться, возникло после восстановления машины деда

Источник:

Андрей Бортко / NGS.RU

В 2011 году Александру по наследству от деда достался автомобиль «ГАЗ-69» — при жизни он работал на руководящих должностях на одном из новосибирских предприятий, а уходя на пенсию списал автомобиль и забрал его себе.

«Дед при жизни посидит на лавочке на заднем дворе дома, пойдет в заросший гараж, откроет, погладит машину, на которой тогда уже лет 20 не ездил, вспомнит былые времена, — рассказал мужчина. — Машина была уже „убитая“. Мне он как-то сказал, что был бы рад, если бы ее кто-то восстановил и прокатился с ним по местам, где он раньше работал».

На этой машине реставратор учился премудростям восстановления техники | Источник: Андрей Бортко / NGS.RUНа этой машине реставратор учился премудростям восстановления техники | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU

На этой машине реставратор учился премудростям восстановления техники

Источник:

Андрей Бортко / NGS.RU

После смерти деда автомобиль перешел бабушке, а та переоформила его на Александра, который тогда учился на старшем курсе университета. В 2012 году он начал его реставрировать: работал в охране, а в свободное время, пользуясь площадями охраняемого предприятия, приводил в порядок машину.

«За год я его почти отреставрировал, потом ушел в армию. Из армии пришел, маленько его „дошаманил“ по мелочи — на все ушло примерно полтора года. Занимался им плотненько, почти каждый день по четыре часа — это, получается, моя школа реставрации. Я на нём учился „капиталить“ моторы, красить, шлифовать, точить, фрезеровать — в цехе, где я его реставрировал, было всё, что нужно для ремонта оборудования промышленного, все станки», — объяснил Александр.

Чтобы восстановить автомобиль деда, Александру потребовалось 1,5 года и порядка 300 тысяч рублей | Источник: предоставлено Александром ТурутинымЧтобы восстановить автомобиль деда, Александру потребовалось 1,5 года и порядка 300 тысяч рублей | Источник: предоставлено Александром Турутиным

Чтобы восстановить автомобиль деда, Александру потребовалось 1,5 года и порядка 300 тысяч рублей

Источник:

предоставлено Александром Турутиным

Когда мужчина начал снимать краску, чтобы заново покрасить кузов, понял, что металл весь прогнил и держался на одной краске. Каким-то чудом через интернет сибиряк нашел новый кузов с хранением, который можно было использовать как донора. На хранение его поставили в день, когда Александр родился, 12 июня 1990 года — мужчина счел это добрым знаком.

Все инструкции по восстановлению реставратор искал на форуме, посвященном этому автомобилю, также у него был мануал, который он нашел в интернете. Он оказался очень подробным — вплоть до того, какую деталь из какого материала следует изготавливать.

Автомобиль мужчина планирует передать сыну как семейную реликвию | Источник: предоставлено Александром ТурутинымАвтомобиль мужчина планирует передать сыну как семейную реликвию | Источник: предоставлено Александром Турутиным

Автомобиль мужчина планирует передать сыну как семейную реликвию

Источник:

предоставлено Александром Турутиным

На восстановление автомобиля Александр Турутин потратил порядка 250–300 тысяч рублей. Продавать свой «ГАЗ-69» он не планирует: машина на ходу и участвует в мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне, в тематических выставках. Реставратор мечтает передать ее по наследству как семейную реликвию.

Смысл жизни

Так М-72 выглядел до полной реставрации | Источник: предоставлено Александром ТурутинымТак М-72 выглядел до полной реставрации | Источник: предоставлено Александром Турутиным

Так М-72 выглядел до полной реставрации

Источник:

предоставлено Александром Турутиным

После восстановления Александр мотоцикл продал | Источник: предоставлено Александром ТурутинымПосле восстановления Александр мотоцикл продал | Источник: предоставлено Александром Турутиным

После восстановления Александр мотоцикл продал

Источник:

предоставлено Александром Турутиным

Следующим проектом Александра Турутина стал М-72 — советский тяжёлый мотоцикл, копия немецкого BMW R71. Он стилизовал его под военный, чтобы тот хорошо сочетался с отреставрированным автомобилем, а позже продал и понял, что на этом можно зарабатывать. Тогда Александр начал реставрировать мототехнику на заказ, параллельно работая сервисным инженером по ремонту и обслуживанию медицинского оборудования. Техника стала для него одним из смыслов жизни.

Пять лет назад Александр с помощником и другими единомышленниками завершили работу по реставрации мотоцикла довоенного времени — Zündapp KS 600 1938 года. Мужчина купил его по случаю рождения сына.

На то, чтобы привести в порядок этот мотоцикл, у Александра и его единомышленников ушло пять лет | Источник: Андрей Бортко / NGS.RUНа то, чтобы привести в порядок этот мотоцикл, у Александра и его единомышленников ушло пять лет | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU

На то, чтобы привести в порядок этот мотоцикл, у Александра и его единомышленников ушло пять лет

Источник:

Андрей Бортко / NGS.RU

«Купил в Волгограде даже не мотоцикл, а набор запчастей: половины мотора у него не было, кузов ржавый, без крыльев, без фары, без люльки. Пять лет работали над ним», — рассказал любитель ретро-техники.

Больше всего повозиться пришлось с люлькой для Zündapp KS 600 — ее в удручающем состоянии нашли и купили отдельно от мотоцикла не то в Орле, не то в Старом Осколе.

«Она алюминиевая полностью. С ней мы очень долго мучились, потому что она была прогнившая и кривая — долго лежала в земле, была после аварии. Ее реставрировали четыре человека — у меня сил не хватило», — признался собеседник.

Мотоцикл пришлось буквально собирать из фрагментов | Источник: предоставлено Александром ТурутинымМотоцикл пришлось буквально собирать из фрагментов | Источник: предоставлено Александром Турутиным

Мотоцикл пришлось буквально собирать из фрагментов

Источник:

предоставлено Александром Турутиным

Мотоцикл в первоначальном виде обошелся мужчине в 1,8 миллиона рублей, на восстановление ушло еще порядка 1,5 миллиона. По словам Александра, предыдущим владельцем был пенсионер, который в свое время скупал такую технику, но реставрацией не занимался.

Александру помогали его друзья по делу, такие же реставраторы. Когда терпение кончалось у одного, продолжал работу другой — и так пока не довели проект до конца. Финишная сборка мотоцикла заняла около года.

Люлька вызывала у коллекционера больше всего беспокойства | Источник: предоставлено Александром ТурутинымЛюлька вызывала у коллекционера больше всего беспокойства | Источник: предоставлено Александром Турутиным

Люлька вызывала у коллекционера больше всего беспокойства

Источник:

предоставлено Александром Турутиным

Детали искали в прямом смысле по всему миру, что-то приходилось делать самостоятельно. К примеру, сиденья, каска, портфели — новоделы, которые умело состарили. До наших дней доживают далеко не все оригинальные детали.

«Очень многое делается по чертежам и подобию, что-то отдельно покупаем оригинальное, находим по миру. На мотоцикле стоит современный аккумулятор, но в корпусе того времени. За образец у нас был взят оригинальный Bosh, который был найден на полях боев», — гордо показал свое детище реставратор.

Залетный гость

Мотоцикл Zündapp KS 750 Александр планирует завершить до мая 2026 года. Пока он готов на 40% | Источник: Андрей Бортко / NGS.RUМотоцикл Zündapp KS 750 Александр планирует завершить до мая 2026 года. Пока он готов на 40% | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU

Мотоцикл Zündapp KS 750 Александр планирует завершить до мая 2026 года. Пока он готов на 40%

Источник:

Андрей Бортко / NGS.RU

Zündapp KS 750, стоящий рядом, — младший брат восстановленного мотоцикла, который только начинает свой путь к восстановлению. Если предыдущая модель явно не была заточена под запросы военного времени и попала в распоряжение немецкой армии случайно — с кузовом из тонкого алюминия и легкой люлькой на одной пружине, в которой удобно катать разве что красивую женщину, а не пулемет, — то этот был создан специально для войны.

Мотоцикл сделан из толстого и прочного металла, оснащен рукоятками, чтобы в случае надобности его легко можно было вытащить из грязи и глины на бездорожье, мотором с понижающей передачей и приводом на люльку. Александр отдал за него 1,5 миллиона рублей, но вложений потребуется еще немало. Тем не менее он уверен, что к маю 2026 года они с командой завершат восстановление.

Этот мотоцикл Александр нашел в Новосибирске — это большая редкость. Немецкая техника попроще после победы доставалась младшему офицерскому составу, поинтереснее — военным более высокого ранга. На территории Сибири сражений не было, а проехать долгий путь на мототехнике было маловероятным — значит сюда такой мотоцикл мог попасть только по железной дороге.

«Открыто этого сделать было нельзя: скорее всего, как-то человек договорился с кем-то, денег дал, по блату перевез его, извернулся. И то, что я его здесь обнаружил спустя 80 лет после окончания Второй мировой, — это прям чудо. Это как мамонта найти», — признался сибиряк.

Над ржавой телегой времен Первой мировой войны еще предстоит поработать | Источник: Андрей Бортко / NGS.RUНад ржавой телегой времен Первой мировой войны еще предстоит поработать | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU

Над ржавой телегой времен Первой мировой войны еще предстоит поработать

Источник:

Андрей Бортко / NGS.RU

К этому мотоциклу мужчина нашел телегу времен Первой мировой войны, которые использовали с такими мотоциклами: их прикрепляли целыми колоннами по пять–шесть штук для перевозки амуниции. По словам Александра, бывшая владелица очень боялась, что телегу отправят на металлолом, а узнав, что он коллекционер и реставратор, обрадовалась. За конструкцию Александр заплатил 50 тысяч рублей, при этом рыночная цена такой телеги после реставрации — около 500 тысяч.

«Чинили на месте двумя ключами»

Мужчине интересна техника и история ее развития — кроме «немцев» он хотел бы поработать с американскими и британскими мотоциклами | Источник: Андрей Бортко / NGS.RUМужчине интересна техника и история ее развития — кроме «немцев» он хотел бы поработать с американскими и британскими мотоциклами | Источник: Андрей Бортко / NGS.RU

Мужчине интересна техника и история ее развития — кроме «немцев» он хотел бы поработать с американскими и британскими мотоциклами

Источник:

Андрей Бортко / NGS.RU

Александр Турутин свою страсть объясняет интересом к истории и пути развития техники. В то время компании, изготавливающие мототехнику в Германии, не копировали друг у друга идеи, а делали что-то свое. В их мотоциклах много точной, ювелирной работы, нюансов. Интересно Александру наблюдать и за тем, как технику адаптировали в СССР.

«Первый мотоцикл М72, который изготовили в Советском Союзе, был скопирован с BMW R71, но его сделали проще. В него можно было масло плохое лить, можно было вообще не залить — он все равно ехал. Все было рассчитано на то, чтобы эта техника при любом раскладе отвоевала и сделала свою функцию, — пояснил он. — Взять тот же немецкий танк: если он ломался, его эвакуировали в рембазу. Наш — нет. Наш ломался, и его там же чинили двумя ключами. Условно: молотком постучал, ветку нашел, туда забил — и всё, поехали. Это все очень интересно».

Новосибирец мечтает открыть свой музей, посвященный технике Второй мировой войны | Источник: предоставлено Александром ТурутинымНовосибирец мечтает открыть свой музей, посвященный технике Второй мировой войны | Источник: предоставлено Александром Турутиным

Новосибирец мечтает открыть свой музей, посвященный технике Второй мировой войны

Источник:

предоставлено Александром Турутиным

На очереди у новосибирца BMW R75, унифицированный с Zündapp KS 750. Многие детали у них взаимозаменяемы — такой заказ был у правительства Вермахта в военное время. Есть и еще несколько образцов, которые пока представляют собой разрозненные груды запчастей.

В мечтах у Александра Турутина найти и восстановить Harley-Davidson того же времени с оппозитным мотором, а также Brough Superior — английский мотоцикл 1930-х годов. Правда, он стоит, как квартира в Москве, заметил он. Александр надеется, что его мотоциклы его найдут.

Со временем он планирует организовать музей техники времен Второй мировой войны, разместить там все отреставрированные им мотоциклы, а на пьедестале установить автомобиль своего деда — как символ того, с чего все началось.

В Новосибирске много людей, увлекающихся той или иной техникой. Недавно местный житель, экс-прокурор презентовал собственный электрокар «Монарх» за несколько миллионов. Техника вызвала много вопросов у критиков. Другой новосибирец продает в Новосибирске «буханку»-раптора: советский раритет он тюнинговал, и теперь просит за него два миллиона.

ПО ТЕМЕ
Лайк
TYPE_LIKE34
Смех
TYPE_HAPPY3
Удивление
TYPE_SURPRISED0
Гнев
TYPE_ANGRY0
Печаль
TYPE_SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
25
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления