![Елизавета Шаталова](https://n1s1.hsmedia.ru/0a/9c/8f/0a9c8fb382ef5a2261aa568a1d87e693/506x506_0xchC2lj93_5029375286029165225.jpg)
![Пушкин для зумеров: каким получился новый фильм с Юрой Борисовым и Светланой Ходченковой — мнение журналиста НГС Главную роль исполнил Юра Борисов | Источник: Kinopoisk.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/5d/6f/2b/5d6f2b754b6e2df0dbadce8574e63816/656x422_1_4de6f605d6374d56dcce6d4a98b3ca2c@905x581_0xDi5m33jU_9273455381508544172.jpg.webp)
Главную роль исполнил Юра Борисов
В день всех влюбленных, 14 февраля, в России вышел фильм «Пророк. История Александра Пушкина» (12+). Это мюзикл, который, по словам авторов, был вдохновлен «Ла-ла-лендом» с яркими сценами и танцами. Так еще и в главной роли — нашумевший Юра Борисов, номинант на «Оскар». Корреспондент НГС Елизавета Шаталова сходила на фильм и поняла, почему не стоит уходить с него в первые же минуты (даже если очень хочется).
Фарс, яркость и преувеличения
![В картине показана молодость Александра Пушкина | Источник: Kinopoisk.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/30/09/84/300984e5d9ebfece5d180088ade66d0e/656x397_1_e19efe3ff09391bbe84c25d2e3029cb8@1321x798_0x1wgsZ1OV_5511208890401328858.png.webp)
В картине показана молодость Александра Пушкина
Историю Александра Пушкина молодой режиссер Феликс Умаров начинает с Царского Села. Там Пушкин-лицеист, которого играет 17-летний Кай Гетц, устраивает дуэль, сражается на шпагах, спорит с преподавателями и читает свои стихотворения.
В этой сцене Пушкин зачитывает рэп. И если вы подумали, что в таком оформлении просто представили стихотворения Александра Сергеевича, то нет. Лирику к рэпу написали специально для фильма.
То ли молодой актер переиграл, то ли к «Пророку» нужно привыкнуть, но первое, что возникает в голове, что фильм кринжовый. Слово, которое не вписывается в пушкинское время, но идеально для некоторых сцен фильма.
Но разворачиваться и уходить из зала не стоит, потому что дальше картина становится лучше. Это фильм-аттракцион, кино-фарс. Местами он выглядит лживо и преувеличенно. Цветообработка слишком яркая, а костюмы у персонажей как будто с вечеринок в клубе. Камера движется быстро и иногда размыто.
![В фильме особое внимание уделяется костюмам | Источник: Kinopoisk.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/01/0a/b4/010ab4006bc834345ca27f72f508116c/656x405_1_e1de9262e5fb21e3f00b4027b8135c79@1281x789_0xuntxHafF_3037165182309732413.png.webp)
В фильме особое внимание уделяется костюмам
Юрий Борисов в роли Александра Пушкина показывает молодого поэта, который вместе со своими друзьями Иваном Пущиным (Илья Виногорский) и Константином Данзасом (Роман Васильев) дерзит миру, веселится и становится популярным. На помощь ему приходит Светлана Ходченкова в роли графини Голицыной. Она появляется в перьях и делает фарс еще более заметным.
О жизни Пушкина в этот период рассказывают под трек The Hatters: пьянки с друзьями, девушки, написание «Руслана и Людмилы» и «К Чаадаеву». Клип под бодрую музыку выглядит хорошо, в отличие от сцены, где появляется предсказательница. Она выглядит дешево и клишированно с непонятной мукой, шепотом и картами. А предсказание «Бойся белой головы» станет лейтмотивом фильма, и Пушкин будет не раз к нему возвращаться.
Веселье заканчивается первым арестом поэта и его ссылкой на юг. В этот момент появляется один из антагонистов фильма — жандарм Александр Бенкендорф (Сергей Гилев).
![В целом картина выглядит поверхностной, но яркой и динамичной | Источник: Kinopoisk.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/bd/26/ef/bd26ef67244201d79a37f22f0d978868/656x370_1_8d2dc377287d67eba2b104653b7c11b0@1368x771_0xLPcfOypw_5908306886929358112.jpg.webp)
В целом картина выглядит поверхностной, но яркой и динамичной
Историческая достоверность фильма тоже отходит на второй план. По сюжету избежать ссылки в Сибирь Александру Пушкину помогает графиня Голицына, а вот вклад Карамзина упускается. Так что факты во время просмотра не ищем — это в первую очередь художественное произведение.
На юге фарса становится больше. Там появляется и второй заметный женский персонаж — Елизавета Воронцова (Аня Чиповская). Сумасшедшая, загадочная, которая создает образ Пушкина и делает его знаменитым.
Фильм по своей структуре сам похож на музыку. Вместо стройного рассказа — перебивки. Периодически появляются главы с названием и годом, в котором происходит действие. Еще одной отбивкой является кукольный театр, который показывает, что сейчас происходит в жизни поэта.
Переход на серьезные темы
![Создатели предпочитают красивые сцены, а не достоверность | Источник: Kinopoisk.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/99/18/ff/9918ffd92100b465e087162db9aead17/656x330_1_21f06eb4a074aef02d2aea87694763f1@1618x812_0xK2fCvmpP_2356029540669672397.png.webp)
Создатели предпочитают красивые сцены, а не достоверность
С юга Пушкина ссылают в родовое поместье в Михайловское. И тут меняется цветообработка, а создатели фильма сосредотачиваются на серьезных темах. Михайловское показано серым, Александр Сергеевич — запертым и замученным, цензура — уничтожающей.
И этот переход идеально показывает Юра Борисов. Номинант на «Оскар» играет живо, интересно, по-разному. С одной стороны, он создает своего Пушкина, не из книг по литературе. А с другой — великий поэт, знакомый с детства, узнаваем. У него получается передать все контрасты фильма.
После восстания декабристов сюжет окончательно уходит в серьезность. Большое внимание авторы уделили взаимоотношениям императора Николая Первого и великого русского поэта. Показывают их и через рэперские вставки, и через метафору с теннисом.
Сложной выглядит сцена, когда ради письма о благочестии Пушкин соглашается написать «Историю Петра Первого». Но это только больше портит отношения с уже повзрослевшим и более консервативным Николаем Первым. Отношения поэта и власти — самая интересная часть фильма. Она не центр произведения, но при этом самая неоднозначная.
![Наталья Гончарова показана нежной и легкой | Источник: Kinopoisk.ru](https://n1s1.hsmedia.ru/98/1c/7a/981c7a8822a96ccd76c0ada11364aba3/656x439_1_9749735d6cf88d1bb8a5304e3604fad0@976x653_0xAXDKXc80_8927315963291683887.jpg.webp)
Наталья Гончарова показана нежной и легкой
Последняя составляющая фильма — семейная. Она посвящена отношениям с Натальей Гончаровой, которую играет Алена Долголенко. Их дуэт с Юрой Борисовым вышел органичным. Жена Пушкина показана нежной и легкой.
Музыкальные вставки продолжают резать слух. Например, в драматичной сцене общения Александра с Натальей в какой-то момент она начинает петь. И песня, и выбор момента больше напоминают диснеевский мультфильм, чем «Ла-ла-ленд».
Отношения Пушкина и Гончаровой показаны через сцены на балах. И тут стоит отдать должное художнику по костюмам — взгляд от платьев не оторвать. При этом они вписываются в сюжет фильма, Наталья Гончарова танцует с Дантесом в ярко-красном платье, а вокруг люди с вуалями, которые распространяют слухи.
К концу фильма меняется и поведение камеры. Во время сцены смерти Пушкина после дуэли с Дантесом показывают трясущиеся кадры. Этот стиль помогает создать атмосферу достоверности, уходя всё дальше от фарса в первой части.
Фильм, который поменялся во время повествования, начинается и заканчивается одной и той же сценой. Зачем было добавлять закольцованность сюжета — вопрос открытый. Иногда кажется, что в фильм попытались добавить как можно больше всего и в итоге получилась каша.
Хороших и не очень художественных ходов, красивых сцен и ярких диалогов так много, что сам сюжет и смысл ушли на второй план. Получился поверхностный взгляд на многие вещи, которые могли бы быть серьезными. Но тогда и «Пророк» не получился бы таким легким и ярким.
В конце фильма, простите за спойлеры, к Жуковскому подходит Михаил Лермонтов со стихотворением о Пушкине. Выглядит это как задел на вторую часть.
Что еще почитать по теме?
Это полный футуризм: Никита Кологривый сыграл Владимира Маяковского в Новосибирске — каким получился спектакль-биография.
«Я была зажатым ребенком из сибирской деревни»: эффектная красотка из Тогучина захватывает мир кино — фильм с ней выходит в США.
Феномен «Аноры»: как история о таких разных русских в Америке завоевала мирового зрителя и прославила Юру Борисова.
А вы пойдете на «Пророка»?