Все новости
Все новости

Мария и ее крылатый: как девушка-авиамеханик больше 10 лет восстанавливает легендарный реактивный самолет

Посмотреть на Ту-104 приезжают иностранцы, а мы показываем уникальные видеосъемки его последней посадки

Мария Карманова восстанавливает самолет Ту-104 уже больше 10 лет. И любовь к этому делу не прошла

Поделиться

Несколько лет назад новосибирцы узнали о Марии Кармановой, которая взялась восстанавливать советский самолет Ту-104. Тогда СМИ не могли оставить девушку-авиамеханика, к тому же старшего научного сотрудника, без внимания — о Марии вышло несколько статей, в том числе в зарубежных изданиях. А самолет, который чуть не разграбили в 90-х, зажил новой жизнью, стал местом притяжения любителей авиации. Все эти 12 лет Мария по крупицам собирает оригинальные детали — через интернет, знакомых, энтузиастов. И у каждой новой части самолета уже своя история. Через 6 лет после репортажа на НГС мы решили узнать, как дела у его героини. Мария Карманова рассказала о том, что удалось сделать за эти годы и как изменилось ее отношение к хобби.

Обязательно посмотрите видео — вы узнаете, чем знаменит самолет, который восстанавливает девушка-авиамеханик. А сама Мария расскажет историю своего увлечения.

После первого репортажа НГС о девушке-авиамеханике прошло уже несколько лет. Но и сегодня его героиня Мария Карманова с таким же энтузиазмом рассказывает про самолет Ту-104. Шутит и предупреждает нас, что нужно быть осторожными, ведь здесь много мест для удара головой.

Самолет Ту-104А стоит на аэродроме в Бердске с 1978 года

Самолет Ту-104А стоит на аэродроме в Бердске с 1978 года

Поделиться

Легендарный реактивный авиалайнер стоит на заснеженном поле бердского аэродрома и как будто снисходительно улыбается солнечным лучам, скользящим по фюзеляжу. В самолете холодно — на улице кажется теплее. Но хозяйку этой крылатой махины такие мелочи не смущают.

Ту-104 — первый советский реактивный пассажирский самолет. Эксплуатировался с 1956-го по 1979 год, за это время создан 201 самолет. Экипаж — 7 человек, количество пассажиров — от 50 до 100, максимальная скорость — 951 км/ч, дальность полета — 2750 км. Ту-104А — это 70-местная модификация, всего было построено 80 таких машин. Списанный 42 года назад Ту-104А приземлился на грунтовую полосу бердского аэродрома. Перелет из Толмачёво был организован энтузиастом Валерием Михайловичем Рыцаревым в рамках создания юношеской планерной школы. После посадки самолет использовался как учебный класс. В 90-х самолет забросили.

Марии Кармановой 36 лет, она доктор физико-математических наук

Марии Кармановой 36 лет, она доктор физико-математических наук

Поделиться

Мария говорит, что приезжает на аэродром обычно раз в неделю, но в морозы может и пропустить. На что сотрудники аэродрома смеются и говорят: «Не верьте, Маша здесь и в слякоть, и в стужу».

— Вот черный ящик, — бодро показывает она «обновку» самолета. — В 2016 году мне его подарили. Вот еще штурвал подарили, он, правда, правый, но комплектный зато.

Подаренный бортовой самописец 

Подаренный бортовой самописец 

Поделиться

За 12 лет Мария сумела практически полностью восстановить кабину пилота — какие-то детали находила сама, что-то заказывала через интернет. Бывает и так, что даже люди выходят на нее через знакомых и делают самые желанные для авиамеханика подарки.

Мария во время второй чистки остатков теплоизоляции

Мария во время второй чистки остатков теплоизоляции

Поделиться

На стене в салоне висят фотографии самолета до реставрации — у девушки уже целая коллекция. Кстати, через комментарии к статье на НГС Маше удалось найти видеосъемку посадки этого самолета на грунтовую полосу бердского аэродрома в 1978 году (если вы не смотрели видео, самое время).

Оказывается, комментатор написал имена людей, которые показывали ему это видео. Мария спросила о них в СибНИА, там уже дали телефон одного из упомянутых в комментарии. Дальше по цепочке нашли человека, у которого могла сохраниться эта съемка.

Посадка Ту-104А

Посадка Ту-104А

Поделиться

— Я к нему пришла, он пленку достал. Мы попытались смотреть, а она рассыпается, — рассказывает Мария. — Связалась со знакомым, кто может обработать. Но в итоге отправила обрабатывать в Германию.

Историю своего необычного хобби Маша рассказывает с удовольствием. И ясно, что интерес к самолетам не пропал, а, скорее, набирает обороты.

Сейчас Мария Карманова — доктор физико-математических наук, работает ведущим научным сотрудником в Институте математики им. С. Л. Соболева СО РАН. С 2004 года много летала на конференции, поэтому самолеты стали ее попутчиками.

43 года назад гражданский самолет приземлился на грунтовую полосу

43 года назад гражданский самолет приземлился на грунтовую полосу

Поделиться

— А потом случайно узнала из интернета, от знакомых, что в Бердске есть самолет Ту-104. До этого я уже смотрела фильмы про Ту-104, знала, что самолет такой легендарный, со своей яркой историей. Хоть, конечно, там не всё было позитивно, были серьезные катастрофы. Тем не менее самолет был прорывом для своего времени, — рассказывает Маша историю своего увлечения. — В свое время он, наверное, даже символизировал научный прогресс.

Сотрудники аэродрома не удивляются, когда Мария приезжает даже в морозы

Сотрудники аэродрома не удивляются, когда Мария приезжает даже в морозы

Поделиться

Девушка говорит, что было безумно интересно посмотреть, что это за самолет такой, узнать, почему был сложным в управлении и почему за штурвал садились только самые лучшие. Когда Мария приехала в аэроклуб и ей показали стоявший на территории Ту-104, чувства были смешанные — и восторг, и некоторое разочарование от того, что самолет был в плохом состоянии: в кабине практически ничего не осталось, так как в 90-е оттуда многое утащили. Самолет просто использовали как склад.

— Но все-таки впечатления остались потрясающие. В кабине было, наверное, градусов 35, но дискомфорта от жары я не замечала вообще, — вспоминает Мария.

Это фото Мария подписала так: коллега-энтузиаст обрабатывает герметиком остекление кабины

Это фото Мария подписала так: коллега-энтузиаст обрабатывает герметиком остекление кабины

Поделиться

Она решила, что хочет восстанавливать этот самолет, хотя сначала сомневалась, можно ли будет найти такие детали. Но пока, к счастью, всё находится.

Сколько денег уже вложено в самолет за эти 12 лет, Мария по-прежнему предпочитает не говорить (во всяком случае, не озвучивать в публикации). Мало ли кто что нафантазирует и чем потом всё это может закончиться.

Про стоящий в Бердске <nobr class="_">Ту-10</nobr>4 знают даже за рубежом

Про стоящий в Бердске Ту-104 знают даже за рубежом

Поделиться

По салону самолета развешаны какие-то мешочки — у всех членов съемочной группы возник вопрос, что это.

— Здесь, видите, конденсат бывает. Абсорбент многоразовый. Когда влага скапливается, я просто приношу домой, в духовке сушу: 4 часа, 130 градусов. Дома запах самолета зато, — смеется Мария.

Кресла от самолета нашлись в одном из институтов

Кресла от самолета нашлись в одном из институтов

Поделиться

Несколько лет назад она говорила, что хочет выучиться на пилота. Желание по-прежнему есть, но пока, может быть, в перспективе. Тем более есть хорошие тренажеры — Мария не скрывает, что, несмотря на дороговизну удовольствия, часто «летает» в Центре виртуальной авиации в Красноярске.

Во время подготовки репортажа в самолете было около -25 градусов, но уходить не хотелось — так много всего здесь нового.

— Уже практически полностью укомплектована кабина пилота. Кстати, оборудование, которое там сейчас, — это не всё, что приобретено. Потому что под некоторое оборудование нужны специальные стойки, крепление, — рассказывает Мария о том, что сделали за эти годы. — В прошлом году удалось найти астрохронометр, но там под его элементы нужно специальное крепление. Также нашелся секстант СП-1, который с этим астрохронометром работает.

Маша перечисляет еще много технических штук, и становится ясно, что сил и средств вложено много. К тому же кроме оборудования нужно искать специалистов, потому что к кому попало обращаться не хочется.

В Ту-104 часто проходят экскурсии 

В Ту-104 часто проходят экскурсии 

Поделиться

Сейчас в салоне бизнес-класса уже есть кресла — причем часть из них оригинальные, именно из этого самолета. 10 кресел Мария случайно нашла в одном из институтов — там их использовали как диванчик в курилке. Подобрала ткань, перетянула, теперь они как новые. Еще два кресла прислал коллега из Москвы. В салоне новые плафоны — передали из музея ВВС в Монино.

Мария не говорит, сколько денег потратила на детали, — это решение объясняет желанием обезопасить самолет от вандалов

Мария не говорит, сколько денег потратила на детали, — это решение объясняет желанием обезопасить самолет от вандалов

Поделиться

Самолет стал не просто хобби, а уже частью жизни Марии. Поэтому про вложенные силы и средства тема даже не заходит, главное — не останавливаться. Тем более мысль, что самолет когда-нибудь сможет взлететь, все-таки еще есть.

— Конечно, хочу, чтобы полетел. Но я понимаю, что вероятность если не нулевая, но в настоящих реалиях это очень близко к нулю. Наверное, сотые доли процента, если не меньше, — констатирует Мария Карманова. — Но мне не хочется говорить: «Никогда». Я для этого самолета желаю всего самого лучшего.

Девушка-авиамеханик не оставляет мысли, что когда-нибудь самолет может взлететь

Девушка-авиамеханик не оставляет мысли, что когда-нибудь самолет может взлететь

Поделиться

Маша считает, что самое лучшее для ее «Тушки» — это жить. Вот сейчас так и есть, потому что им стали интересоваться, приезжают на экскурсии.

Экскурсия учащихся Юношеской планерной школы 

Экскурсия учащихся Юношеской планерной школы 

Поделиться

— Кстати, в 2019 году было несколько заграничных гостей, — говорит Мария. — Про самолет же в 2015 году написала CNN.

Кроме зарубежной прессы о самолете узнали после авиационных туров (полеты на ретросамолетах), в которых Мария была несколько раз. Например, в 2012 году был авиатур на Ли-2 в Венгрии. Или авиатур в Молдавии на Ил-18.

План работ у Марии есть всегда — в самолете она минимум раз в неделю 

План работ у Марии есть всегда — в самолете она минимум раз в неделю 

Поделиться

Свой самолет Мария иногда называет «Тушкой» и в шутку — еще одним кошаком: всего дома четыре, а этот — как еще один, крылатый кот. Почему нет, если на всё хватает сил и времени?

Маша говорит, что ее друг уже смирился с этой «самолетной» жизнью.

У Марии три кота. На этом фото кот Толик исследует купленный для самолета секстант <nobr class="_">СП-1М</nobr>

У Марии три кота. На этом фото кот Толик исследует купленный для самолета секстант СП-1М

Поделиться

На вопрос, что может заставить бросить заниматься самолетом, Мария задумывается и говорит, что не хочется думать о грустном.

— Я сразу всем говорю — если, допустим, речь зайдет о переезде, я перееду — при условии, что меня возьмут вместе с самолетом, — смеется Мария. — Вот тогда — да.

Ту-104 — легендарный советский авиалайнер, выпущенный в 1950-е годы. Это первый реактивный лайнер в континентальной Европе 

Ту-104 — легендарный советский авиалайнер, выпущенный в 1950-е годы. Это первый реактивный лайнер в континентальной Европе 

Поделиться

Что еще почитать про увлеченных людей

Кто и как делает самые красивые елочные игрушки, пугающее оружие и невероятные костюмы для Оперного театра — фоторепортаж из мастерской театрального художника.

Сибирячка мастерит крошечных старичков — репортаж из мастерской кукольного мастера.

Новосибирский врач после работы делает интересные скульптуры из проволоки — история женщины, которая несколько раз меняла свою карьеру и исполнила мечту детства.

По теме

  • ЛАЙК72
  • СМЕХ3
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ2
  • ПЕЧАЛЬ4
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Новости РЎРњР?2
Новости РЎРњР?2