Все новости
Все новости

«После моих кукол люди говорят: пойду позвоню маме». Сибирячка мастерит крошечных старичков

Разглядываем новые работы и смотрим, в каких условиях творит кукольный мастер Ирина Верхградская

Пластик оживает в руках Ирины Верхградской: несколько часов работы — и вот это уже не безликий материал, а персонажи со своей собственной уникальной историей

Поделиться

Ирина Верхградская не раз становилась героиней новостей — её куклы-старички покорили всю страну. Коллекция тем временем пополняется, на свет появляются новые пластиковые старики и старушки, которые до боли похожи на настоящих. Корреспондент НГС встретилась с Ириной Верхградской в её доме-мастерской и узнала, с чего всё началось. Почему раньше она стеснялась показывать своих кукол, а сейчас наотрез отказывается передать несколько экземпляров даже в музей, читайте в нашем репортаже.

Ирина Верхградская живет в частном доме. На заборе висит табличка: «Злая собака», но во дворе нас встречает, виляя хвостом, добрая и приветливая дворняга Сара. Как таковой мастерской нет. Сибирячка мастерит кукол в одной из комнат — комод, телевизор, повсюду фотографии внуков и детей, у окна — стол с теми самыми легендарными старичками и старушками. Все материалы для творчества и недоделанные работы Ирина хранит в пакетах и коробках — ими забиты шкафы в соседней комнате.

Здесь лишь небольшая часть коллекции, всего Ирина Верхградская смастерила для неё больше 60 кукол

Здесь лишь небольшая часть коллекции, всего Ирина Верхградская смастерила для неё больше 60 кукол

Поделиться

С чего всё началось: тряпичная кукла Людка и Снегурочки из 90-х

Увлечение куклами, по словам Ирины Верхградской, началось с детства, а первую в её жизни куклу ей сшила мама.

— В моем послевоенном детстве не было таких шикарных красивых кукол, как сейчас, и мама сшила мне из ткани куклу ростом сантиметров 50, и я назвала её Людка. Она стала моей самой любимой и оставалась ей, даже когда уже появились покупные куклы. Помню, даже спала с ней, — вспоминает мастерица. — Когда мне было лет 10, я попала в больницу, и старшая сестра сшила для меня очень маленькую куклу. После выписки все мои игры закрутились вокруг этой куклы. Я стала требовать папу-маму для неё, подружек и других персонажей.

Ирине Верхградской — 67 лет, больше тридцати из которых она мастерит своих кукол

Ирине Верхградской — 67 лет, больше тридцати из которых она мастерит своих кукол

Поделиться

Сестра сшила пару персонажей и на этом остановилось, а у Ирины, наоборот, проснулся интерес к созданию кукол. И пока её подружки гуляли или ходили на танцы, школьница шила кукол.

— Говорить об этом было как-то не принято, поэтому я никому ничего не рассказывала, не показывала кукол. Впервые начала показывать свое творчество только лет 30 назад. А в детстве это было просто увлечением, такой игрой, и, конечно, я даже и не думала, что свяжу с этим всю жизнь.

Крохотные ладошки будущих кукол. Если приглядеться, то можно увидеть морщинки и линии — всё как у настоящих людей

Крохотные ладошки будущих кукол. Если приглядеться, то можно увидеть морщинки и линии — всё как у настоящих людей

Поделиться

На полках повсюду стоят детские фотографии сына Евгения и дочери Марины. Спрашиваю о них, и оказывается, что именно благодаря им Ирина Верхградская возобновила оставленное на время увлечение.

После школьных лет был большой перерыв в творчестве — учеба, потом работа. Ирина окончила книготорговый техникум, много лет трудилась в книжной торговле — работала по специальности в Доме книги, была товароведом. Потом появилась семья, дети. Евгений и Марина росли в перестроечные годы. Полки в магазинах, вспоминает сибирячка, были полупустыми и о хороших игрушках оставалось только мечтать. И тогда она вспомнила о куклах:

— Шила, пока дети спали. Первый раз сделала им к Новому году по Деду Морозу и Снегурочке — каждому по две куклы, чтобы не поссорились.

А это — веточки вербы, их будет держать в руках новая кукла-бабушка

А это — веточки вербы, их будет держать в руках новая кукла-бабушка

Поделиться

После новогодних кукол было много других — водители, милиционеры, мама с дочкой, врач, пираты, афроамериканец, индианка... Потом дети попросили принцессу — чтобы пиратам было, кого спасать.

— Когда я сделала принцессу, то решила не отдавать её для игры. Она была в очень красивом, богато украшенном платье с множеством мелких деталей, хотелось, чтобы она просто стояла в целости и сохранности и радовала глаз. На часок-другой давала, конечно, поиграть, и всё. А следующую куклу не давала даже ненадолго — это была дама из средневековья, моей любимой временной эпохи, — вспоминает Ирина Верхградская.

Сюжет, который легко можно встретить в обычной жизни. Сгорбленный пенсионер, опираясь на трость, выбирает в магазине открытку

Сюжет, который легко можно встретить в обычной жизни. Сгорбленный пенсионер, опираясь на трость, выбирает в магазине открытку

Поделиться

Впервые мастерица показала своих кукол публике в клубе по интересам — туда её пригласила знакомая.

— Я очень стеснялась: кто-то картины рисует, а у меня — куколки... До меня очередь доходит, у меня руки трясутся, я их выставляю, они у меня падают, и самый едкий товарищ, патологоанатом по профессии, подскакивает и начинает бегать вокруг стола, чтобы рассмотреть их. Потом он мне сказал: «Вам под силу сделать петровскую ассамблею», — вспоминает Ирина Верхградская и спустя столько лет всё равно удивляется той реакции, которую никак не ожидала.

Через полгода сибирячка сделала крошечную копию Петра Первого:

— Это первая кукла, к которой меня подтолкнули. Ассамблею я, конечно, не осилила — многофигурная такая композиция, а мне хотелось понемногу, но всё охватить.

Каждая кукла встроена в определенный сюжет. Людей поражает детальность не только персонажей, но и обстановки вокруг них. Вы только посмотрите, с какой точностью вылеплены шапки, косынки, шубы и собачка

Каждая кукла встроена в определенный сюжет. Людей поражает детальность не только персонажей, но и обстановки вокруг них. Вы только посмотрите, с какой точностью вылеплены шапки, косынки, шубы и собачка

Поделиться

«У многих наворачиваются слёзы»

За десятилетия работы Ирина Верхградская смастерила более 1600 кукол. Среди них есть малыши и старички, простой народ и знаменитости, они одеты в костюмы разных эпох и находятся в разных жизненных ситуациях. Но прославила кукольного мастера из Новосибирска серия «Дорогие мои старики».

Тут бабушка пишет письмо своему сыну. На крохотном листке бумаги неровным почерком выведены слова, а в уголке стола сиротливо лежат таблетки, бутылек с лекарством и два яблока

Тут бабушка пишет письмо своему сыну. На крохотном листке бумаги неровным почерком выведены слова, а в уголке стола сиротливо лежат таблетки, бутылек с лекарством и два яблока

Поделиться

Сюжет придумался под впечатлением от похожего фото, которое было сделано в 2017 году в Курске. Женщина, скорее всего, держит в руках портрет воевавшего отца

Сюжет придумался под впечатлением от похожего фото, которое было сделано в 2017 году в Курске. Женщина, скорее всего, держит в руках портрет воевавшего отца

Поделиться

Пакет, плакат с Басковым, объявления — кто из вас не встречал такую бабушку где-нибудь на улицах Новосибирска?

Пакет, плакат с Басковым, объявления — кто из вас не встречал такую бабушку где-нибудь на улицах Новосибирска?

Поделиться

А эти пенсионеры пришли на танцы. На руках у дамы — красный маникюр

А эти пенсионеры пришли на танцы. На руках у дамы — красный маникюр

Поделиться

— Слышала, что говорят, мол, они покорили всех россиян. Я, конечно, не могу отвечать за подлинность этой фразы, но все-таки именно старички почему-то вызывают такое трогательное внимание. На выставках люди подходят посмотреть, замедляются именно около них, задумываются, у многих наворачиваются слезы.

Люди делятся впечатлениями с Ириной Верхградской и при встречах, и в комментариях к фотографиям в социальных сетях. Очень многие находят в старичках черты своих бабушек и дедушек, да и просто знакомых пожилых людей.

А это ветеран на праздновании Дня Победы. Кажется, даже видно, как по щеке сбегает слеза

А это ветеран на праздновании Дня Победы. Кажется, даже видно, как по щеке сбегает слеза

Поделиться

— Как-то две совсем юные девочки подошли к моему столику на выставке и притихли. Долго смотрели, потом ушли молчаливые, задумчивые. Но особенно дорого для меня, когда люди после мои кукол пишут или говорят: «Пойду позвоню маме», «Завтра поеду к бабушке». Один мужчина написал: «Утром поссорился с отцом, посмотрел фотографии, пойду мириться». Это самое главное для меня.

Коллекция старичков продолжает пополняться новыми куклами. Ирина показывает нам еще не завершенные работы, бережно берет в руки и садит на ладонь фигурку мужчины в шапке-ушанке и телогрейке, который с улыбкой смотрит на свою поднятую левую руку — пока непонятно, что он в ней держит. Ирина предлагает нам пофантазировать. Я предлагаю гитару, а фотограф Саша — бутылку.

— А что, — смеется Ирина Верхградская, — ведь тоже очень может быть. Сцены-то из обычной жизни, в них может быть что угодно...

Будущий персонаж. А вы как думаете, на что он смотрит?

Будущий персонаж. А вы как думаете, на что он смотрит?

Поделиться

Вот, например, пожилой мужчина лежит в кровати в доме престарелых. Его навестили волонтеры, принесли гостинцы и подарки. Но даже в такой ситуации есть жизнеутверждающий акцент — у кровати стоят тапочки, а в изголовье висит полотенце: так Ирина показывает, что ничего фатального в ситуации нет, человек непременно встанет с кровати и будет жить своей жизнью.

Куклы берут за душу, но при этом не вызывают жалости. У них всё обязательно будет хорошо

Куклы берут за душу, но при этом не вызывают жалости. У них всё обязательно будет хорошо

Поделиться

Да и саму Ирину порой до слез трогают сюжеты, которые она создает. Например, первым был сюжет «Разговор с внучкой»: одинокая бабушка разговаривала с фотографией девочки. Когда интерьер и сама кукла были уже готовы, её оставалось только одеть.

— Дело одного дня, но у меня ушло три. Я брала куклу в руки и захлебывалась слезами, убегала в ванную и там уже приходила в себя, ведь если бы дети меня тогда увидели, то сказали бы: «Мама, брось!» Для меня каждая работа важна. Я придумываю эту жизнь, всё на лице у человека... Конечно, они для меня живые, — говорит Ирина Верхградская.

Особенно трудоемкие сюжеты те, где нужно детально прорабатывать интерьер. Например, на этом фото мужчина гладит утюгом, крошечная вилка которого вставляется и вынимается из розетки

Особенно трудоемкие сюжеты те, где нужно детально прорабатывать интерьер. Например, на этом фото мужчина гладит утюгом, крошечная вилка которого вставляется и вынимается из розетки

Поделиться

А в этой комнате на стене висит картина с чеканкой, которую сибирячка полностью делала сама из плотной фольги, всё вручную выбивала и тонировала

А в этой комнате на стене висит картина с чеканкой, которую сибирячка полностью делала сама из плотной фольги, всё вручную выбивала и тонировала

Поделиться

Но все-таки это куклы, и созданы они из специальных материалов: тела сшиты из ткани и набиты ватой, а вот лица и руки кукол Ирина делает из запекаемой пластики либо из загрунтованного искусственного шелка, на котором рисует черты лица масляными красками. Технологию с шелком женщина придумала и освоила сама — в 90-е годы не было никаких подходящих источников информации, приходилось всему учиться с нуля.

Будущие персонажи. Их истории ещё предстоит придумать

Будущие персонажи. Их истории ещё предстоит придумать

Поделиться

Очень много внимания мастерица уделяет деталям — настроению своих персонажей, которое всегда ярко выражено через наклон головы или беззаботную позу, а также предметам интерьера. К примеру, делая письменный стол школьника, Ирина Верхградская вырезала миниатюрный листок промокашки из настоящего листа промокательной бумаги. На нём стоят самые настоящие кляксы от чернил, а рядом лежат микроскопические канцелярские приборы и другие предметы — от пера до настольной лампы. А вот в тумбочке, на которой стоит радиола, лежит несколько упаковок с пластинками, и в одной действительно есть крошечная музыкальная пластинка диаметром не более двух сантиметров.

Если смотреть на кукол и обстановку на фотографиях, то складывается впечатление, что всё это сделано в натуральную величину, куклы — человеческого роста, а предметы — настоящего размера. И сложно поверить, что любая из кукол поместится на ладошке, а десятки сцен из нашей повседневной жизни могут уместиться на обычном письменном столе.

Ткани раскрашены вручную

Ткани раскрашены вручную

Поделиться

Свои работы Ирина Верхградская не продаёт и не отдаёт в музеи — хочет, чтобы все куклы были при ней и в одном месте, чтобы знать, что с ними всё в порядке, они целы и невредимы. Один музей, рассказывает мастерица, как-то просил отдать ему часть коллекции, но она не смогла — рука не поднялась, а потом оказалось, что музей лишился здания.

— И что было бы с куклами? А так они со мной, под присмотром, в доме, — говорит сибирячка.

Истории про других мастериц и мастеров из Сибири

Ирина Шубина делает кукол, которые похожи на её дочь и продаются по всему миру за большие деньги. Женщина создала уже более 700 кукол, а когда-то именно они смогли вернуть её к жизни. Вы только посмотрите на эти работы.

Алексей Белкин создаёт грустные пластилиновые мультики, которые смотрят миллионы людей. Все сначала думали, что их делает 11-летняя девочка, а оказалось — взрослый мужчина. Репортаж про него читайте тут.

Вы знаете новосибирцев с интересным и необычным хобби? Расскажите нам о них! И, возможно, мы сделаем репортаж про их увлечение. Сообщения принимаются на WhatsApp 8–982 781–74–07.

  • ЛАЙК86
  • СМЕХ5
  • УДИВЛЕНИЕ2
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter