В Новосибирск привезли триста самых модных нарядов последних столетий из коллекции искусствоведа и декоратора Александра Васильева — в основном это женские платья, которые смело можно назвать произведениями искусства. Некоторые из них принадлежали знаменитостям, и абсолютно все — очень богатым дамам. Выставка «125 лет моды в России», приуроченная к грядущему юбилею Новосибирска, заняла сразу пять залов краеведческого музея. Презентовать проект приехал сам коллекционер и судья «Модного приговора» — корреспонденты НГС.АФИША побывали на авторской экскурсии Васильева, чтобы показать вам уникальные наряды, в которых отразились важнейшие события мировой истории.
На втором этаже краеведческого музея, где в начале века гремели балы, разместили триста шикарных платьев и костюмов. При первом взгляде на это великолепие хочется воскликнуть: «Вот жили же люди!». В XXI веке как-то забываешь, что такая красота была доступна далеко не каждому.
Историк моды и владелец коллекции старинных нарядов Александр Васильев в самом начале своей экскурсии предупредил: «Это не одежда для улицы — это платья для выхода, для званого вечера, для театра, для балов и концертов. Потому что мода — это всегда удел элиты».
Открытие выставки проходило куда более бурно, чем это обычно бывает в Новосибирске. Мэтра зажали в плотное кольцо журналисты и блогеры, ведущие онлайн-трансляции в Instagram. Васильев одобрительно предложил взорвать соцсеть и напомнил, что это вторая его выставка в нашем городе — первая, «Звуки моды», по словам искусствоведа, имела успех.
Хоть проект и называется «125 лет моды в России», многие платья изготовлены в Европе. «Главная причина в том, что если я спрошу, одеты ли вы в [вещи] отечественных дизайнеров, большинство скажут — нет. Страна у нас большая, а мы всё равно ещё до сих пор ориентируемся на европейскую моду», — посетовал владелец коллекции (в которой, кстати, больше 65 тысяч предметов одежды).
Самые старинные экспонаты пошиты в конце XIX века. Это хлопчатобумажное платье 1890-х годов, по мнению Васильева, отвечает на вопрос, как одевались в Сибири. «Оно сделано для переселенки — то есть для жительницы, возможно, Малороссии (теперешней Украины), оттуда очень активно переезжали в Сибирь, — пояснил он. — Я хотел подчеркнуть этим платьем близость к европейским стандартам с применением отечественных материалов и отделок».
Оказалось, что выставить наряды XIX века в новосибирском музее не так-то просто: здесь недостаточно стройные манекены.
«Утягивались очень сильно: средний размер корсетов в Европе был от 48 до 55–60 см, а в России, где женщины были поплотнее и любили кушать пельмени, — конечно, побольше.
Увы, не все манекены смогли принять эти наряды», — сообщил историк моды.
Вторая особенность платьев той эпохи — их яркие цвета, которые получали, используя анилиновые красители. «Это пример влияния химической промышленности на моду того времени», — отметил Васильев.
«Фишкой» этого времени был и покрой «голубиная грудка»: грудь женщины нависала над талией, создавая силуэт в форме буквы S. «Грудь вперёд, талия узкая и ягодицы назад. Именно вот в таком положении модно было ходить, — рассказал экскурсовод. — Для этого надо было очень стараться перед зеркалом». При этом декольте разрешалось только в бальных нарядах.
В 1900-е годы яркие краски сменила мода на природные цвета. По словам искусствоведа, такие бледные тона в России называли неврастеничными: доктора считали, что они гасят женскую энергию.
На выставке с платьями соседствуют аксессуары — многие из них давно вышли из употребления. К примеру, шляпные булавки. «Они были 22 см длиною и делались из очень прочной стали. Ими прокалывалась шляпа в трёх местах через пышную причёску — коротких стрижек не носил никто, — рассказал знаток моды. — Эти булавки служили также известным средством обороны для женщин.
Если кавалеры проявляли излишнюю настойчивость, дамы вытаскивали булавки и как рапирой тыкали в мужчин.
Я читал даже судебную хронику России этого времени, и там описано убийство одного купца. Нашли обнажённое тело пьяного купца со шляпной булавкой в сердце и с запиской: "Тебе, неверный!". Так что мы представляем эту квартиру, куда она его заманила, напоила финьшампанем... И когда он уснул, она его: пшшшяя!».
Ещё один забытый аксессуар — саше, служившее для хранения женских носовых платков и шёлковых чулок. Изящные конвертики были пропитаны духами.
В 1910-е годы случилась модная революция: немец Рентген изобрёл свой аппарат, врачи доказали вред корсета, а дизайнер Поль Пуаре предложил женщинам поднять линию талии и выбросить наконец вредную деталь гардероба. Платье в стиле модерн на фото — отечественного производства, его сделали в Казани.
«Это шикарное платье принадлежало русской миллионерше Татьяне Никитичне Налбандовой-Самсоновой, которая очень-очень любила восточного типа отделки (она была армянка по национальности), — рассказал историю экспоната Васильев. — Коллекция Самсоновой досталась мне в Париже, куда она уехала в канун Первой мировой войны. И ей так повезло, что она могла вывезти свои наряды, бриллианты, шубы... И ещё до восемнадцатого года получала постоянный доход — она имела завод "Петровской водки". Её внуки только в 1992 году открыли сундуки и обнаружили все платья бабушки».
Есть среди экспонатов и вещь из Новосибирска — это воздушное платье справа. По словам историка моды, это платье прабабушки академика Ржанова, семья которого и сейчас живёт в Академгородке. «Оно было в мелких кусках, — вспоминает искусствовед. — Они распороли его после революции и сложили в баул. И мне отдали в бауле. Это был, вы знаете, пазл. Но так как была фотография этой дамы в платье, я смог всё восстановить». В фонде Васильева работает двенадцать реставраторов.
Эпоха Первой мировой войны вместе с проблемами принесла женщинам долю свободы. Дамы начали активно пользоваться транспортом, ходить на работу, заменяя мужчин, — и длина платьев резко укоротилась. «И ещё одна особенность: все платья прошлого застёгиваются со спины, потому что женщинам помогали мужчины, прислуга, гувернантки. А в войну они начинают одеваться сами, и застёжки перемещаются вперёд. И появляются платья, которые надеваются через голову», — сообщил экскурсовод.
Тогда же зарождается стиль милитари, а на замену большим шляпам приходят миниатюрные, похожие на солдатские каски. Тогда же навсегда исчезают опасные булавки. «В 1917–1918 годах женщины впервые подстриглись, — рассказал Васильев. — Первая причина — недостаток горячей воды. Вторая — дефицит шампуня. А третья — невозможность высушить длинные волосы, когда не топят в помещении».
В эпоху нэпа умы модниц захватывает стиль ар-деко. Впрочем, такие платья, как на фото, могли себе позволить только актрисы немого кино. Недоступные драгоценности в то время заменили стразами и бусами из искусственного жемчуга. Ещё советские девушки обожали цветные вискозные шали из магазина Торгсин. «Там можно было получить дефицитные товары только в обмен на золото или серебро, — поясняет коллекционер. — Советская модница сходила с ума, если у неё не было такой шали.
Это, знаете, как сейчас гиалуроновые губы. Если у вас нет [губ] карпа, то вы как бы и не красавица».
О том, как непросто было достать красивую вещь, говорит подвенечное платье из Белоруссии (на фото слева). «Даже о белой ткани невеста не могла, может быть, и помыслить, — предполагает Александр Васильев. — Я думаю, что в рулоне было — в продаже или у неё дома — это она и использовала. Но платье отличается тем, что оно всё сострочено на машинке».
В мужскую моду тогда вошла косоворотка, которую вплоть до Второй мировой войны носили видные большевики, демонстрируя близость к пролетариату.
В войну и после неё появилась трофейная мода — одежду, обувь и косметику из Чехословакии, Польши, Германии везли в СССР целыми составами. «Это платье по легенде принадлежало Еве Браун — актрисе и супруге Гитлера, — рассказал Васильев об эффектном наряде справа. — Ставка Гитлера была в бункере, и туда пришли части советской армии. Один из грузинов-офицеров забрал четыре платья Евы Браун. Три сносила жена. А четвёртое ей не подошло, и его сын продал его знаменитому кинорежиссёру Параджанову, который затем передал его грузинскому искусствоведу, а она — мне в коллекцию. Это долгий путь, но очень правдивое описание, и я ему верю.
Тем более что есть фотография Евы Браун в этом сложном платье высокой моды».
Соседний наряд, предположительно, принадлежал немецкой кинозвезде Саре Леандер, а слева — два советских изделия, качество ткани у которых гораздо хуже. Зато зелёное платье было смоделировано в знаменитом Доме моделей на Кузнецком мосту. «Женщина должна быть крепкой строительницей коммунизма», — говорит о силуэте историк моды.
Американские женщины, напротив, выглядели невероятно изящно — в конце 40-х Кристиан Диор придумал знаменитый стиль New Look. Платья на этой витрине пошиты из новых материалов 50-х годов — капрона и нейлона, которые были очень популярны.
В Советском Союзе позволить себе такие наряды не могли даже дети партийной элиты. «Справа — платье дочери маршала Малиновского. Девочка хотела одеваться модно, но ткани не было. Ей подарили рулон польских лент. Она сшила их одну за другой, чтобы сделать ткань. В результате получилось симпатичное платье», — рассказал Александр Васильев. Слева — платье известной модницы 60-х Галины Брежневой:
«Даже дочери генсеков были вынуждены шить».
У этого чёрного платья кинозвезды Юлии Борисовой для спектакля «Варшавская мелодия» тоже интересная история. В театре был только бархат, бисера найти не смогли, и актрисе пришлось пустить на отделку богатое платье 1910-х годов. «Оно было изрезано в клочья, — констатировал историк моды. — Но нужен был тюль, чтобы сделать аппликацию, — другого выхода не было».
Рядом — наряд с похожей судьбой. Его пошили для другой кинозвезды, Натальи Фатеевой, к Московскому кинофестивалю в 1964 году. В этот раз даже бархата не хватало, поэтому корсаж сделали из ткани одного тона, а юбку — из другого. Украшением стала часть воротника конца девятнадцатого века.
Наряд от Шанель с золотистыми пуговицами принадлежал Майе Плисецкой. «Это был первый костюм от Шанель, который появился в шкафу советской женщины», — отметил Васильев. Его балерине подарила лично Коко.
В конце 60-х – начале 70-х годов в СССР проникла западная музыка — и изменила моду. «На мой взгляд, это как раз было начало того самого растления, против которого боролись коммунисты, — высказал мнение искусствовед. — Народ вкурил немножко. Послушали, надели первые джинсы — этому не могла противостоять никакая идеология. Хотя цены на джинсы были самые высокие: в вашем регионе они стоили 200 рублей при зарплате в 110».
Джинсов на выставке нет (кто их не видел?), зато есть наряды в стиле хиппи. Платье слева принадлежало Татьяне Анциферовой, которая пела на открытии и закрытии Олимпиады-80 «До свидания, наш ласковый Миша».
При Горбачёве в стране появились первые частные предприятия по пошиву одежды — они отчаянно подражали западным брендам. На фото, например, изделие Дома моделей пензенской моды 1987 года.
В отдельном зале представлены вещи отечественных звёзд переходного времени. Самый необычный экспонат — наряд иконы стиля 90-х Лаймы Вайкуле. «Это очень интересный костюм, который назывался "Перестройка", — отметил Васильев. — Я считаю, что это историческая ценность».
Старинные и звёздные наряды пробудут в Новосибирске до 22 апреля. Билеты на выставку стоят 300 рублей; для школьников, студентов и пенсионеров — 200 рублей.
Читайте также:
Где и чем обедали жители Ново-Николаевска — НГС.АФИША составила карту ресторанов и кафе, в которых майонез был дороже шашлыка, подавали одну порцию кофе на троих и кормили обедом по абонементу.
В нашем Instagram более 26 тысяч подписчиков. Подпишитесь и вы на самые крутые кадры наших фотографов.
Александра Зенкова
Фото Ольги Бурлаковой