К выходу Басты на сцену были заполнены все концертные трибуны ЛДС, причем довольно плотно: и танцпол, и фан-зона. Билеты, кстати, стоили 1000–3500 руб.
Полный ЛДС представляет собой эффектное зрелище — кажется, что концерт проходит в столице. Всего организаторы насчитали в зале около 7000 зрителей — для Новосибирска это число абсолютного успеха: столько собирают западные гастролеры (30 Seconds To Mars или Scorpions). В общем, если ты собираешь ЛДС, очевидно, что ты народный герой и суперзвезда.
А ведь лет семь назад Баста собирал где-то 500 человек — преимущественно подростков — в клубе «Отдых». Сейчас того здания клуба «Отдых» уже нет, как будто никогда и не было, а аудитория Басты заметно выросла — и в смысле размера, и повзрослела.
«В миру» Баста — выходец из города Ростова, 37-летний Василий Вакуленко. В конце 1990-х рэпер входил в состав «Касты» (и, кстати, придумал ее название), в начале «нулевых» перебрался из Ростова в Москву, основал лейбл «Газгольдер», выпустил пять альбомов под своим именем и порядковыми номерами («Баста 5» вышел в прошлом году) и несколько альбомов от имени своего «мистера Хайда» — гоповатого матершинника Ноггано. Если Басту можно спокойно дать послушать маме и ей понравится (особенно, конечно, после его заседания в жюри шоу «Голос»), то скандального бабника и дебошира Ноггано стоит знакомить далеко не с каждой мамой.
Баста выходит на сцену после обычной для таких концертов задержки где-то в полчаса и начинает с песни «Когда я смотрю на небо, я летаю», вставляя между строк «Новосиб, давай, поём!». И ему действительно начинают подпевать с энтузиазмом, которого некоторые артисты добиваются только к кульминации концерта.
Дальше — тоже новые песни с прошлогоднего альбома. «Там где нас нет» про «долю русскую» («Хорошо там, где нас нет, там ведь вечное лето, а дома ненастье. Эх, печаль, что не в деньгах счастье, а то бы я на раз-два мог бы счастье украсть. И перед образами крещусь с тремя перстами, молюсь, но знаю я, душа болеть не перестанет»). И «Мама, я партизан», для которой Василий берет в руки бубен: «Небеса нас не примут, для нас — огонь и зола. К смерти трудно привыкнуть. Мама — я партизан. Наша кровь краснее крови; красней, чем алый закат».
И сразу — еще одна песня, посвященная «нашим мамочкам», на этот раз — десятилетней давности: «Прости меня, мама, за то, что вырос рано, за то, что боль причинял тебе. За раной рана, прости меня, мама, я во многом виноват, прости, что не стал таким, как старший брат». Тут надо отметить, что Баста, как он рассказывает в интервью, действительно покинул дом рано и прожил непростую юность с наркотиками и прочими ошибками. И в общем понятно, из каких пазлов сложился успех и полный стадион шевелящих губами людей: это песни, построенные из общих кубиков («мама», «небо», «Родина»), но искренние, на реальной подложке и с жизнью внутри. Этакое сочетание брутальности и сентиментальности, лирики — и «чтобы качало».
После новой песни «Мастер и Маргарита» на сцену вызывают парня по имени Саша, чтобы он — с букетом алых роз — сделал предложение своей девушке Маше. Несколькими днями ранее жених написал в группе концерта «ВКонтакте»: «Меня зовут Саня я из Кемеровской области, маленького города Прокопьевска, мне 28 лет и я не безумный фанатик, адыкватный слушатель, вашего творчества (…) А просьба у меня такая, 18.05 в Новосибирске буду на вашем концерте со своей любимой девушкой. Я хотел бы ей сделать красивое предложение руки и сердца (…) Я готов даже заплатить в разумных приделах, чтобы понимать серьезность моих намерений». (орфография и пунктуация сохранены. — Е.П.)
«Мило, — радуется случившемуся Баста. — Чтобы в следующем году уже с ребятенком пришли!».
На сцене рэпер, упакованный в черную куртку, присутствует сдержанно и даже скованно (причем, понятно, что это артистический жест), как бы нехотя и смущенно, как и пристало настоящему мужчине из той системы координат, которую он представляет и воспроизводит в стихах. В начале концерта Баста жалуется, что приболел, «простудился старый человек». С его бородой и лукаво косящим в зал глазом он похож то ли на симпатичного геолога из советского масскульта, то ли на идеального кандидата для экранизации гоголевской «Ночи перед рождеством» — на роль кузнеца Вакулы: простого, непосредственного и смелого парня, который оседлал черта и очаровал всех девушек на районе вплоть до царицы. Хотя, конечно, учитывая созвучие имен, это вопиюще прямолинейный кастинг.
Концерт длился где-то между полутора и двумя часами — после многие отзывались, что не первый раз были на выступлении Басты, но это было определенно лучшим. Сам рэпер, казалось, тоже расчувствовался: корреспондент НГС.АФИША заметила, что на словах «Когда меня не станет, я буду петь голосами моих детей» он смахнул со щеки скупую слезу.
Примерно после первой трети концерта Баста от лирики переходит к более активному контакту с залом и начинает раскачивать его интенсивнее: поднимите руки, качайте справа налево под «Я выбираю рэп», давайте разучим припев...
Вообще редок (и наверное, даже плох) тот рэпер, который не учит своих поклонников жизни. Баста успевает научить воздержанию от сидения в телефоне во время концерта «девушку в восьмом ряду», а всех остальных — правильному поведению на таких мероприятиях: «Поднимите руки в знак уважения, потому что иначе вообще нет смысла на концерты приходить».
«Ты рядом со мной, и это самый чистый кайф», — подпевают ужасно счастливые семь тысяч сибиряков.
Фото Александра Ощепкова
Видео instagram.com/bastaakanoggano