«Прикинь, я на настоящем рейве в метродепо», — писали в ночь с субботы на воскресенье друзьям посетители главной хэллоуинской вечеринки этого года, поднявшись на поверхность, — в гигантском подземелье под Красным проспектом телефон практически не ловил. В ночь с субботы на воскресенье в Подземке, о которой раньше знали только диггеры и ходили слухи, уместились — кроме «настоящего рейва» — еще и бары, выставка запрещенного искусства и толпы людей в сумасшедших костюмах.
Вход в Подземку (определенно главное открытие ночной культурной жизни в Новосибирске в этом году) — прямо с Красного проспекта — за площадью Калинина, по нечетной стороне.
Субботним вечером у неприметной будки на Красном стоит человек в камуфляже и проверяет сумки и прочую безопасность. За его спиной обнаруживается лестница вниз, ведущая в огромный двухуровневый зал с неотделанными бетонными стенами и полом.
Оказавшись внутри, ощущаешь себя персонажем красивого постапокалиптического фильма про последних людей на Земле, напоследок развлекающихся на дымящихся руинах цивилизации.
В полутьме и чаду (на вечеринке была устроена курительная зона, но дым расползался за ее пределы, возрождая давно утерянную традицию отстирывать в воскресенье всю прокуренную одежду после субботней ночи) бродят, покачиваясь под музыку, люди и звери в костюмах.
Кроме бетонной, шершавой индустриальной красоты самого зала организаторы вечеринки перед Днем всех святых подготовили концерт, рейв, подземные бары, неизбежные хипстерские цирюльни и разбросанные по темным закоулкам арт-объекты...
... включая живые инсталляции.
До полуночи музыку — всякую альтернативу во главе с культовым в узких кругах электроклэш-проектом «Убийцы» — в Подземке определял бар The Rooks (сердце самого модного места в городе в этом году — краснокирпичного квартала на Коммунистической), открывший на вечеринке свой подземный филиал...
... после полуночи — техно и собственно ощущение настоящего и (хотя и не взаправду) нелегального рейва.
На ночь в Подземку переехала художественная выставка Femina, которая незадолго до этого успела поучаствовать в скандале с запретом (вообще таковыми этот год на удивление небогат — по сравнению с предшествующими).
В Подземке размашистые изображения женской природы служили популярным фоном для съемок подземной светской хроники.
Посетительницы в костюмах (справа налево): «Олень», «Скелет гламурной сучки», «Просто я».
... Подземку чаще всего описывают как огромную недоделанную и заброшенную станцию метро, — она действительно именно так выглядит, — но на самом деле никогда не была станцией. Новосибирским диггерам это помещение известно как «Белый молл». Сооружение расположено над тупиками станции метро «Заельцовская» и строилось одновременно со станцией, в 1992 году, но прямого отношения к инфраструктуре метро не имеет и давно находится в частных руках.
Изначально там планировался развлекательный центр, позже — торговый центр. Прошлым летом в помещении начались какие-то ремонтные работы. Сейчас, по словам представителя бара The Rooks, участвовавшего в организации вечеринки, Игоря Каменева, определяется, что будет в Подземке дальше: «Возможно, что оно станет классной концертной площадкой, подземным пассажем, в котором будут функционировать несколько различных заведений — кофейня, чайная, бары, арт-пространства, — объединенных общим форматом, концепцией и идеей», — ночь же перед Хэллоуином была своего рода пробой. Ожидается, что в этом году — и на Новый год — в Подземке что-то подобное субботней вечеринке будет еще происходить.
Изначально переодевания и прочие ритуалы Хэллоуина и подобных ему «праздников мертвых» в других культурах связаны с желанием наших — живущих в довольно жутком мире — предков уберечься от мертвецов, которые в этот день возвращаются и бродят рядом с нами. Их надо задобрить и уважить, — но они опасны и от них надо защититься. Например — замаскировавшись под них.
С тех пор мир стал безопаснее, а ожидаемая продолжительность жизни — оптимистичнее, и хэллоуинские костюмы чаще всего трактуются как помощь молодым организмам (которые куда реже предков встречаются в реальной жизни со смертью и прочими неизбежностями) переварить для себя всякие экзистенциальные темы...
... Но, кажется, костюмы на Хэллоуин — это очень часто еще и возможность без всяких оглядок и ограничений побыть тем, кем действительно хочется быть. Например, смелой и страстной мексиканской художницей Фридой Кало.
Тяга к постапокалиптическим мирам — хоть в играх, хоть в кино, хоть на вечеринках в заброшенных индустриальных ангарах, — часто объясняется тем же желанием — оказаться в мире, где рухнули привычные правила и можно попробовать быть собой без оглядок на уже наработанное. Судя по популярности всех этих увеселений, этого хотя бы иногда хочется очень многим.
На пике вечеринки — после полуночи — в Подземке было около 1300 человек. Как обычно бывает на таких мероприятиях, это оборачивалось огромными (в несколько десятков человек) очередями в туалет и бунтами перед переполненным гардеробом...
... несмотря на это, подземный Хэллоуин вышел феерическим. «На ночь под землей образовался маленький город, в котором каждый нашел себе место, — написал один из гостей отзыв «ВКонтакте». — Это очень круто».
Елена Полякова
Фото Ольги Бурлаковой, instagram.com