Самая продаваемая в мире книга, — и объект неустанных насмешек всех считающих себя более-менее искушенными в литературе и сексе, — наконец обрела экранизацию: на мировые экраны, включая и Россию, вышла садомазоэротическая мелодрама «Пятьдесят оттенков серого». На первом утреннем сеансе зал, конечно, не с аншлагом, но довольно плотно засижен — практически исключительно женщинами разных возрастов; мужчины единичны и на правах спутников. На выходе меня окружает группа только что пришедших в кинотеатр пенсионерок с вопросом: ну и как вам тот самый фильм? Никак, но будь я поклонницей книги, прозванной «маминым порно», я, вероятно, чувствовала бы себя обманутой.
Справка: «Пятьдесят оттенков серого» (Fifty Shades of Grey; США, 2014) — мелодрама, эротика. По одноименному бестселлеру Э.Л. Джеймс. Реж. — Сэм Тейлор-Джонсон («Стать Джоном Ленноном»). В ролях — Джейми Дорнан, Дакота Джонсон. 125 мин. 18+
Нескладная студентка Анастейша, затянув хвостик и надев старушечью кофтейку, идет — вместо заболевшей подруги — брать интервью у спонсора университета Кристиана Грея, мужчины с большим небоскребом и репутацией самого завидного холостяка Америки. Интервью с вопросами типа «Как вам удалось достичь успеха?» проходит так же мучительно, как пытка на дыбе. Но на следующий день Грей вдруг объявляется в магазине хозтоваров, где работает Анастейша, и покупает изоленту, веревку и кабельные стяжки. «Я рекомендую вам еще рабочий комбинезон для грязной работы, чтобы не испачкаться», — лепечет девушка. «Я просто разденусь», — невозмутим Грей. Анастейша трепещет изо всех сил.
Через полчаса фильма дело наконец дойдет до первого поцелуя. Кристиан вначале сообщит героине, что практикует исключительно БДСМ — а секс с несвязанной и непоротой женщиной его не интересует. И предложит ей подписать контракт, в котором прописаны все нюансы отношений между доминантом и сабмиссивом.
В руках мистера Серого героиня, до этого — девственная физически и морально, открыла для себя оргазм и БДСМ. Оргазм ей понравился, БДСМ — не очень. Сюжет первой книги составили умеренные шлепанья мухобойкой и обсуждения контракта: дни идут, а Анастейша еще список анальных пробок не прочла и до середины. «Я согласна на все виды наручников, но связывание изолентой мы вычеркиваем категорически. А что означает пункт «Другое»?» — «Кабельные стяжки!» — торжествует мистер Грей.
Срежиссировавшая этот жестокий романс англичанка Сэм Тейлор-Джонсон сама гораздо интереснее, чем героиня ее фильма: вообще-то Сэм в первую очередь — известный художник, а в кино дебютировала пять лет назад лентой о школьных годах Леннона Nowhere Boy (в нашем прокате — «Стать Джоном Ленноном»). Отрока Джона в фильме играл Аарон Джонсон, теперь известный ролью Пипца в одноименном боевике и Вронского — в «Анне Карениной». Пипец младше Сэм на 23 года — но это не помешало ей выйти за него замуж (поэтому обоих теперь зовут Тейлор-Джонсон) и родить ему двоих детей.
Изначально ходили слухи, что Аарон снимется в новом фильме своей жены в роли Кристиана, но он категорически отрекся от этой идеи. И роль досталась Джейми Дорнану. Дорнана лучше всего знают сериаломаны — по британскому «Краху», в котором он играет благопристойного семьянина — днем и душителя одиноких женщин (а также любителя поиграть с их трупами) — ночью. Несмотря на то что для «Оттенков» Дорнана словно отскребли, отмыли и отполировали до того самого глянцевого блеска, которым должен обладать миллиардер с обложки дамского романа, его маньяк из «Краха» нет-нет, да и вспоминается, обогащая кино новыми, так сказать, оттенками. Анастейшу же сыграла ранее ничем не известная Дакота Джонсон, выглядящая милой и старательной, но не очень харизматичной девушкой из хорошей семьи: дочь Мелани Гриффит и Дона Джонсона, внучка хичкоковской блондинки Типпи Хедрен.
Сэм Тейлор-Джонсон (с хватким голливудским профессионализмом — удивительным для не так уж давно пришедшего в кино человека из мира искусства) и сценаристы делают с «Оттенками» то, что с романом изначально должен был сделать редактор: лепят из бесформенного примитивную, но по крайней мере форму, убирают нелепости и пытаются как-то бороться с одной из основных бед книги — невыносимым однообразием.
Книжная бедная Настя, например, довольно косноязычно рассказывала свою историю от первого лица — и сопровождала каждую фрикцию ритмичным «О, боже…» (помнится, был в мультике «Южный парк» такой персонаж — вечно цепной и голозадый Мистер Мазохист с единственной репликой «Господи Иисусе!»). Создатели фильма же от рассказа от первого лица благоразумно избавились.
Избавились, кстати, и от большинства натуралистичных подробностей секса, которых хватало в книге: ни пота, ни крови, ни следов на коже от наручников и порки ремнем, — как будто герои не люди, а куклы из латекса. Ясно было с самого начала, что в суперкоммерческом кинопроекте, произведенном в стране довольно-таки ханжеских прокатных рейтингов, никакого буйства плоти не будет. Но в реальности фильм оказывается еще скромнее, чем ожидаешь: мелькают в комически коротких любовных актах девичьи груди и крепкий зад героя — но вообще-то оператор старается не опускать камеру ниже пупков и вообще поскорее закончить с этим грязным дельцем.
Больше всего «Пятьдесят оттенков серого» — с их вниманием к роскошному быту, который Кристиан предлагает героине в обмен на подчинение его власти, — похожи на консервативный интерьерный журнал: вазы, рояли и краснокожие диваны перемежаются рекламой автомобилей и макбуков.
Ближайший родственник «Пятидесяти оттенков серого» — «Дьявол носит Prada»: тоже сделанный из плохо написанного, но скандального бестселлера, с такой же растрепой-героиней в синей кофточке и с таким же достойным свадебного распорядителя обостренным вниманием к дорогим подаркам. Наведенный на «Пятьдесят оттенков» лоск, впрочем, превращает его вообще в какое-то надувательство. Из феномена растиражированного на весь мир наивного народного творчества — каким была книга — получилась совершенно типовая, не чудовищно глупая, но и ничем не выдающаяся мелодрама, которая, если бы не вся эта предыстория, негромко шла бы в маленьких залах мультиплексов.
Если уж кому-то приспичило посмотреть романтическую комедию про то, как на основе БДСМ возникает крепкая ячейка общества, то есть вышедшая десять лет назад «Секретарша» с Мэгги Джилленхол, куда более забавная, теплая и продуманная в смысле мотивировок и развития характеров. Разве что с тем отличием, что вместо юного миллиардера там — провинциальный адвокат. Возможно, это — и есть причина, почему залы с «Секретаршей» не осаждали возбужденные зрительницы, только на «Пятидесяти оттенках» нашедшие вдруг в себе интерес к БДСМ.
Впрочем, лично я больше всего разочарована и озадачена тем, что — казалось бы, сюжетообразующие — таинственные кабельные стяжки, дважды упомянутые и вообще представляющие собой классический образец ружья, которое должно выстрелить в конце, даже ни разу не показали.
Оценка НГС.АФИША: 2,5 из 5
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru