Именно летом 2014 года человечество нечаянно убило себя — согласно корейскому блокбастеру «Сквозь снег». И тем же летом 2014 года «Сквозь снег» гипотетически мог выйти в российский прокат: он как раз добрался до европейского и американского, а кассовым хитом в родной Южной Корее стал еще в прошлом году. В России у него так и нет даты выхода — то есть, найти его можно только на DVD или в торрентах. Но корреспондент НГС.АФИША обнаружила, что «Сквозь снег» — первый англоязычный проект режиссера Пон Чжун Хо, снявшего «Воспоминание об убийстве», «Мать» и «Хозяина», — один из лучших фильмов года, о котором невозможно не написать.
Справка: «Сквозь снег» (Snowpiercer; Южная Корея, 2013) — антиутопия, фантастика, постапокалипсис, боевик. В ролях: Крис Эванс («Капитан Америка»), Тильда Суинтон («Орландо», «Выживут только любовники»), Сон Кан Хо («Воспоминания об убийстве», «Жажда»), Джейми Белл («Билли Эллиот», «Нимфоманка, часть II»). Реж. — Пон Чжун Хо («Воспоминания об убийстве», «Мать», «Хозяин»). Бюджет — 39 млн долл. 126 мин. Рейтинг IMDb — 7.00. Рейтинг критиков Rotten Tomatoes — 95 %.
В 2014 году мировые лидеры договорились распылять в верхних слоях атмосферы вещество, которое притормозит глобальное потепление. Что-то пошло не так — и Земля замерзла насмерть. Единственные выжившие — те, кто успел сесть на огромный поезд, нарезающий круги по мертвой и покрытой коркой вечной мерзлоты планете.
В грохочущих, перенаселенных, тускло освещенных железных коробках без окон рождаются дети. Вся их жизнь проходит от кормежки до кормежки загадочной черной протеиновой массой, которую приносят вооруженные охранники.
Власть в хвостовых вагонах представляет женщина того абсурдно причесанного, безвозрастного, облаченного властью типажа, который умеет выжать слезы отчаяния из самых стойких, появляясь перед нами, когда мы беззащитны, в образе то завуча, то врачихи, то чиновницы. Здесь ее играет красавица-андрогин Тильда Суинтон, изуродованная гримом, накладными торчащими зубами и ореолом холодной чудовищности, как у сестры Рэтчетт из «Над гнездом кукушки». Из кроличьего рта сыплются лозунги о стабильности, — пока сама она руководит дико изощренной семиминутной (и для жертвы, и для зрителей) экзекуцией за кощунство против поездных порядков.
Напомним, кстати, что предел допустимой на экране жестокости в корейском кино обычно лежит дальше, чем в западном. Там, где «Сквозь снег» вышел, у него строгие возрастные рейтинги — и в России был бы минимум 16+.
Один из обитателей хвоста (за бородой и неумытостью которого не разглядеть красавчика Криса Эванса, прославившегося ролью Капитана Америки) намерен поднять восстание, добраться до головы поезда и взять его под контроль. Так начинается немыслимое путешествие через поезд, рассеченный бронированными дверями и охраняющийся целой армией. За каждой новой дверью — совершенно новый мир: от тюрьмы, где заключенные хранятся, как трупы в морге, в выдвигающихся ящиках, до экстравагантных забав привилегированных пассажиров.
Среди присоединившихся к походу — ясновидящая девочка, которая знает, что находится за очередной закрытой дверью — и иногда начинает кричать от ужаса за секунду до того, как она откроется. Но она все-таки открывается — и мы узнаем, почему у многих обитателей хвостовых вагонов нет руки или ноги или как делают протеиновый корм.
Услышав про никогда не останавливающийся поезд, все сразу кричат «Это же «Желтая стрела» Пелевина!». Но это — зря, потому что «Сквозь снег» основан на французском графическом романе 1982 года. Сообщается, что режиссер Пон Чжун Хо, наткнувшись в книжном магазине на французский первоисточник Le Transperceneige, сглотнул его целиком, не доходя до кассы.
Хотя героям «Сквозь снег» — и плацкартному Че Геваре в исполнении Криса Эванса, и мечтающему сойти с поезда гениальному взломщику дверей в исполнении корейской звезды Сон Кан Хо — нашлось бы о чем поговорить с Пелевиным. Не нынешним автором КВНовских шуток про гламур и креаклов, а старым, творившим миры и царапавшим читателя где-то глубоко внутри.
«Сквозь снег» — кино очень большое. Не в смысле бюджета, массовки и спецэффектов, а в смысле темной глубины и необъятности мира на экране, незабываемости пережитого и сразу нескольких этажей восприятия.
Можно смотреть его как просто увлекательный азиатский боевик об одержимых парнях, идущих сквозь огонь и железо (тут есть большой бой на факелах и топорах в кромешной тьме). Можно смотреть его как политическое, сатирическое, философское высказывание об устройстве государства и судьбе революций. Можно просто упиваться чистым искусством — потому что эта философия передана языком нарастающего абсурда и тревожных сюрреалистических образов.
В стальных гранях «Сноупирсера» отражается целая армия великих фильмов — от заложившего фундамент кинофантастики «Метрополиса» до «Апокалипсиса сегодня».
В этом абсурде категории времени, места и общей адекватности расшатаны как больной зуб. Поэтому, например, бой восставших с охранкой прерывается идиотическим поздравлением с Новым годом, а устройство поезда — с каждым шагом вперед — оказывается все более диким, все более напоминающим дурной сон. И поэтому же, вероятно, фильму так сложно найти себе место в современной системе кинопроката, где все лежит по жанровым полочкам. Поклонники более прямолинейной фантастики, вероятно, сочтут его «тупизной», не обнаружив в нем логики и технических достоверностей. Хотя вообще-то требовать их у этого фильма так же странно, как спрашивать их с Кафки или Платонова или тыкать учебником сопромата в старого затейника Сальвадора Дали.
В самой Южной Корее фильм прошел с большим успехом в 2013 году, тогда же засветился на фестивалях, а по миру начал расползаться в 2014-м, натыкаясь на разные преграды (в США продюсеры, например, хотели его сократить и снабдить закадровым текстом для пущей понятности, — но потом выпустили нетронутым вначале в ограниченный прокат, а потом в более широкий, и все это — под петиции киноманов). Создатели «Сквозь снег» как-то удивительно угадали — лето-2014 (с его военными и прочими обострениями и лихорадкой Эбола) куда более пно апокалиптических предчувствий, чем, скажем, прошлогоднее. Это, впрочем, даже не апокалиптические предчувствия, а крайне редкие в жизни современного человека (привыкшего к мантрам типа «твоя жизнь в твоих руках») моменты, когда он ясно осознает, что на самом деле он — в одной лодке, или в поезде, или в чем угодно — с другими. И никакие психологические тренинги, или оптимистичный образ мысли, или успехи в труде и личной жизни, или отсутствие интереса к устройству поездов не изменят того факта, что поезд едет, — и не изменят его направления.
Оценка НГС.АФИША: 4,5 из 5
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru