31 октября суббота
СЕЙЧАС +1°С

«Лебединое озеро»: и мальчики лохматые в глазах

Посмотрела британскую постановку, где лебеди-мужчины вытанцовывают гомосексуальную любовь, — выяснила для себя много нового

Поделиться

Поделиться

В планах на осенний отпуск у меня есть один пунктик, бессмысленный и беспощадный: приобщить парня естественнонаучной направленности к «волшебному миру театра». Первое, что пришло в голову, — вместе побывать на балете «Лебединое озеро». Музыка у него приятная, сюжет внятный, хореография зрелищная, но без фанатизма. В общем, классика и консерватизм воплоти, просто панацея для начинающего театрала. Однако молодой человек такой перспективе не обрадовался: «Лебединое озеро»?! Нет уж, я туда ни ногой! Там же мужики с мужиками… того, ну, ты понимаешь…».

Мой собеседник явно имел в виду скандально известный балет англичанина Мэтью Борна. Только его постановку 1995 года можно подозревать в пропаганде нетрадиционных для России ценностей. Принц с детства влюблен свою галлюцинацию — мускулистого лебедя-самца. Остается удивляться, как человек, видевший в жизни полтора балета, умудрился нарваться на такой авангард. Минуя «Спящую Красавицу» со «Щелкунчиком» обязательные для посещения (идем всем классом, сдаем 500 рублей). Сама я о творчестве Борна только слышала, но этим же вечером отправилась в интернет — ликвидировать пробелы в образовании.

Казалось бы, сексуальная революция в Европе позади — удивляться особо нечему. Но превратить классический балет о принце и птичке в чисто мужскую лав-стори додумался пока только один хореограф. Хотя даже беглого взгляда на живого лебедя, особенно не на плаву, хватает, чтобы понять: перед вами не стройная девушка, а неуклюжий, косолапый мужик, агрессивный к сородичам. Особенно наглядно Борн показывает это в «Танце маленьких лебедей» — четыре балерона, голые по пояс и в штанах с перьями, смешно скачут под заезженную мелодию Чайковского, бросая вызов друг другу и пуританской морали.

Главный герой — принц — предстает типичным озабоченным подростком. Ему надо думать о престоле, а хочется о любви ко всему, что движется. К свежей еще маменьке-королеве, к продажной девице в розовом мини и, в конце концов, к лебедю на пруду. От классического либретто — рожки да ножки — впрочем, в финале лебедь все-таки умрет, не забыв подхватить принца на свои мощные крылья.

Хореография у Борна на троечку. Носочек танцоры не тянут, батманы не домахивают, фуэте не докручивают. Эпатаж куда важнее техники, да и балетом двухчасовое действо называется с натяжкой. Скорее, это нуарное немое кино без слов с элементами бурлеска. И его нужно смотреть именно сейчас, именно здесь, как лекарство от культурной опричнины. Велика вероятность, что «Лебединое озеро» Борна вам не понравится, покоробит, не впишется в систему ценностей. Но благодаря этому вы не потеряете связь с реальностью, с открытым (пока еще) миром, где можно реализовывать на сцене даже самые безумные задумки. «Лебединое озеро» Мэтью Борна для меня — как голубь, раздавленный машиной, а потом случайно попавший под каблук. Скверно до тошноты, но взгляд прикован — не оторвать. И да, теперь я совсем по-другому буду воспринимать то, что показывают в Оперном театре — хоть раз да представятся на месте накрахмаленной пачки девушки-лебедя лохматые штаны и мускулистые мужские ноги. 

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!