Суперзвезда, покровительница обездоленных, героиня драмы о несчастном браке и поисках любви, убитая то ли пьяным водителем, то ли любопытством читателей газет, принцесса Диана впервые стала героиней кино. «Диана» с Наоми Уоттс — уже третий за пять лет фильм о британской королевской семье. В предшествующих «Королеве» и «Король говорит!» симпатии были не с теми, кто ушел из королей, чтобы жениться по любви, а с теми, кто остался во дворце ликвидировать оставленные страстью разрушения. «Диана» же предлагает взглянуть на страшно актуальную для монархов (и сочувствующих) проблему долга и чувства с противоположной стороны. И проигрывает.
Справка: «Диана: история любви» (Diana; Великобритания, 2013) — мелодрама, основанная на биографии принцессы Дианы. Реж. — Оливер Хиршбигель («Эксперимент», «Бункер»). В ролях: Наоми Уоттс («Малхолланд драйв», «Кинг Конг»), Навин Эндрюс («Отважная», «Невеста и предрассудки»). 113 мин. 12+
Кино основано на реальных отношениях Дианы с пакистанским кардиохирургом Хаснатом Ханом (подробности сценаристам пришлось домысливать — сам Хан о них не откровенничал, — и вообще он в ярости, как сообщает британская пресса).
Итак, уже год негласно живущая отдельно от принца Чарльза Диана случайно знакомится с работающим в лондонской больнице доктором Ханом. Принцесса заговаривает с ним в лифте (о том, как ей хочется помогать людям) и, услышав, что больничная столовая ночью закрыта, приглашает его зайти как-нибудь перекусить во дворец. И он приходит. И вызывает по телефону гамбургеры, а наевшись, закуривает и заваливается на диван смотреть спортивный канал, покрикивая при этом «Эй, давай, давай!» и интересуясь: осталось ли еще вино. Диана счастлива. Чтобы оправдать оказанное ему королевское доверие, доктор Хан периодически бормочет что-то вроде: «Как говорил великий персидский поэт, любовь — это сад». Но тут в саду появляется пресса. Хан заявляет, что вряд ли сможет быть вместе с самой знаменитой женщиной в мире: ужасно неудобно оперировать на сердце, когда папарацци тычут камерой в лицо.
Снявший «Диану» немецкий режиссер Оливер Хиршбигель прославился мощным «Бункером» — о последних часах жизни Гитлера на фоне обезумевшего Берлина. В «Диане» становится ясно, что Хиршбигель умеет управляться с фюрером, армией и горящим городом, но не очень представляет, что делать с плачущей женщиной, которая спрашивает «почему он не звонит?» — и так два часа.
Диану могла бы сыграть Джессика Честейн, но в итоге роль досталась Наоми Уоттс, которая повторяет тут свой трюк из сделавшего ее звездой «Малхолланд драйв»: играет двух разных женщин. В сценах публичной жизни Дианы актриса копирует ее угловатость, стеснительный взгляд из-под лакированного шлема волос, манеру улыбаться.
И, учитывая, что у нее с Дианой нет ничего общего, достигает впечатляющего сходства.
В эпизодах частной жизни же Наоми Уоттс играет совсем другую женщину: взбалмошную, уютную, ужасно простую — настолько, что (по замыслу сценаристов) она не знает, что такое «эрудит» и «лейбористская партия». Замысел понятен, но не работает. В фильме близкие Дианы упрекают ее в том, что «у нее нет стратегии», вот и у фильма ее тоже нет. При всех стараниях вообще-то замечательной Уоттс ее персонаж в этой бесхребетной мелодраме расползается на куски.
Образ простой несчастной бабы, которая любила да не вышла замуж, а местами вела себя мило нелепо, как Бриджит Джонс в лучшие годы, не стыкуется с образом харизматической политической фигуры, объявившей войну противопехотным минам (и достигшей некоторых успехов).
Оттого благотворительные порывы Дианы вызывают только недоумение: плачешь ты над свежей могилой в боснийской деревне, — а к тебе подкрадывается с объятиями незнакомая женщина с дорогой сумкой, и с нею сто фотографов! Впрочем, кажется, эта неоднозначность непреднамерена: такими вопросами фильм не задается.
Муж, дети и венценосная свекровь Дианы в фильме не появляются; в нем нет и «британскости», которая наполняла «Королеву» Стивена Фрирза. Героиня, мятущаяся в богатых интерьерах, могла бы быть женой не британского принца, а арабского шейха или какого-нибудь президента — неважно.
Британский народ представлен преимущественно несколькими полисменами, стерегущими двери Дианы. Таясь от них, она провозит любовника на заднем сиденье под одеялом, а полисмены тем временем произносят единственный невозвышенный диалог в фильме: «Смотри, как машина просела. Бомба под днищем, что ли?» — «Какая бомба? Там килограмм восемьдесят» — «Значит, это пакистанский доктор».
Антураж, вероятно, так вычищен, чтобы сосредоточиться на личности Ди и показать ее одиночество, — но в итоге это только усиливает привкус телевизионной мыльности.
Впрочем, нужно отметить, что у весьма многих девочек бывает потребность посмотреть такую плаксивую мелодраму в духе «спеши любить»: в романтичные моменты можно растрогаться, а в (преобладающие) тягомотные — не отвлекаясь и не боясь что-то пропустить, поразмышлять о своем. Что будут чувствовать мальчики, которых приведут на «Диану», — страшно подумать.
Кстати, старая подруга Наоми Уоттс еще со времен безвестности — Николь Кидман — тем временем играет Грейс Келли в «Принцессе Монако» (выйдет в наш прокат весной).
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru