На этой неделе на экраны вышел ремейк «Красного рассвета» — старой диковатой ленты о том, как русские атакуют и оккупируют США. Ну а храбрые американские партизаны по квадратному дюйму отвоевывают у проклятых оккупантов родину назад, то и дело зрелищно взрывая родные хаты. В новой версии агрессора-СССР заменили Северной Кореей. Русским в сюжете оставили унизительную роль: подсоблять корейской армии на вторых ролях — и походить при этом лицом на боксера Валуева.
Справка: «Неуловимые» (Red Dawn; США, 2012) — боевик о Третьей мировой войне: Северная Корея вторгается в США — несколько парней и девушек собирают партизанский отряд. На основе одноименного фильма 1984 года. Реж. — Дэн Брэдли. В ролях — Крис Хемсворт («Тор», «Мстители»), Джош Хатчерсон («Мост в Терабитию», «Голодные игры»). Бюджет — 65 млн долларов. 93 мин. 16+
Поутру жители маленького американского городка обнаруживают, что небо утыкано парашютами десантирующихся солдат и чужими самолетами. На улицах — огонь и хаос. Захватчики говорят по-корейски и расклеивают по стенам плакаты с серпом и молотом. Несколько юношей и девушек уходят в леса. Ушедший с ними старший брат одного из компании — приехавший в отпуск из Ирака морской пехотинец — учит их основам партизанской войны. Вооруженные этими основами юные патриоты возвращаются в родной город. И устраивают там довольно однообразные диверсии.
«Неуловимые» — ремейк фильма «Красный рассвет» 1984 года выпуска. В оригинале новое кино и называется так же — Red Dawn. Но русские прокатчики решили, что параллель с «Неуловимыми мстителями» захватит больше публики, чем имя трэш-легенды эпохи дурного вкуса и видеосалонов.
Новый же фильм в США вышел еще осенью прошлого года (без всякого успеха) и полгода спустя слился в российский прокат. Фактически кино вообще было снято еще к 2010 году. Но его временно отложили в ящик из-за финансовых затруднений. А также — из расчета, что после роли белокурого бога Тора в «Мстителях» Крис Хемсворт, играющий брата-пехотинца, превратится в звезду и так вытащит фильм. Изначально в «Неуловимых» в Америку вторгался Китай. Но потом жадность победила — такое кино явно не удалось бы пустить в китайский прокат. Поэтому Китай наспех заменили Северной Кореей (хотя американцы, живущие в страхе перед вторжением корейского десанта, по идее, госпитализированы и в кино их не пустит лечащий психиатр).
Все эти метания усугубляют общее недоумение: зачем этот фильм вообще сняли? Русское прокатное название — чем дальше, тем больше — напоминает анекдот про неуловимого Джо, которого никто не ловит, потому что он никому не нужен.
Из старого фильма новый заимствует большую часть сюжета, монолог: «Для них это просто какое-то место, а для нас — наш дом, поэтому нам воевать немножко легче» (собственно ключевая мысль фильма). Но если старый фильм брызгал кровавой слюной в запале подлинного страха и отвращения, то его последователь мягок и робок. Здесь умирают за кадром, деликатно отползая за уголок, стараясь при этом не шуметь и не закапать тротуар кровью. Учитывая, что ни в старом, ни в новом фильме толком нет истории или более-менее осязаемых персонажей, а есть только череда карательных операций, это слабоволие превращает фильм в казаки-разбойники. Стайка отроков неопределенного, но склоняющегося к тридцати (как это обычно бывает в американских фильмах про школу) возраста бегает по городу, действуя всем на нервы, — причем без особых последствий для здоровья.
Аналогом оригинального «Красного рассвета», порожденного реальными страхами холодной войны, был бы фильм про радикальный ислам. Ну или и правда про китайцев, которые захватывают США и усаживают американцев шить в рабских условиях джинсы и собирать «айфоны».
Но с реальными пацанами связываться не стали — а реплику из старого фильма «два крутых парня всегда рано или поздно схватятся» из сценария тихонько вытерли.
«Неуловимые» — не первая попытка переснять какое-нибудь культовое (или просто отменно дикое) кино из 80-х по одной и той же схеме: делаем все, как раньше (без поправки на то, что на дворе совсем другое время), только убираем кровищу и угар, чтобы не навредить возрастным рейтингам. Это примерно как решить сварганить ради ностальгии унылый тяжеловесный торт из советского магазина, — но сделать его еще и без крема, потому что жирное и сладкое вредно.
Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru