Развлечения «Предстояние»: Михалков утомил

«Предстояние»: Михалков утомил

Мэтр российского кинематографа шокировал зрителей неожиданной трехчасовой интерпретацией Великой Отечественной войны

В начале фильма Михалков весьма убедительно изображает совершенно сломанного заключенного | ngs.ruВ начале фильма Михалков весьма убедительно изображает совершенно сломанного заключенного | ngs.ru
В начале фильма Михалков весьма убедительно изображает совершенно сломанного заключенного

Тех, кто ждет от нового фильма Никиты Михалкова киноэпопеи в традициях большого советского стиля, ждет жестокое разочарование. «Предстояние» оказывается довольно специфическим по форме и неожиданным по сути авторским кино. Причем целевая аудитория этого произведения загадочна. Любителей «старых добрых» советских фильмов «Предстояние» наверняка отпугнет обилием вывернутых кишок и матом, знатоки истории и просто внимательные зрители найдут в нем массу неувязок и неточностей, а публика, привыкшая к динамичной голливудской продукции, рискует попросту заскучать.

Справка. «Утомленные солнцем-2: Предстояние» (Россия, Германия, 2010) — продолжение картины 1994 года. Бывший комдив Котов, несправедливо осужденный в 30-е годы как враг народа (на этом построен сюжет первого фильма), чудом выжил и был отправлен на войну рядовым бойцом штрафного батальона. Режиссер — Никита Михалков. В ролях — Олег Меньшиков, Надежда Михалкова, Никита Михалков, Сергей Маковецкий, Евгений Миронов, Сергей Гармаш и др. Бюджет $44 млн. Продолжительность 180 мин.

Сейчас этот боец попросит санитарку Надю «показать сиськи» — это будет последним, что он увидит в этой жизниСейчас этот боец попросит санитарку Надю «показать сиськи» — это будет последним, что он увидит в этой жизни
Сейчас этот боец попросит санитарку Надю «показать сиськи» — это будет последним, что он увидит в этой жизни

«Предстояние» начинается сценой, которая, кажется, продолжает первый фильм: в ней все та же солнечная летняя идиллия, только за столом в залитой солнцем беседке не близкие командарма Котова, а Сталин (блестящая роль Максима Суханова) с группой товарищей — Ворошилов, Буденный и Берия. Гости готовятся пить чай. Однако Михалков сразу дает понять, что перед вами совершенно новый фильм: дружеская посиделка заканчивается тем, что Котов пытается утопить Отца Народов в огромном торте.

В неразберихе отступления саперы взорвали мост вместе с переходящими по нему беженцамиВ неразберихе отступления саперы взорвали мост вместе с переходящими по нему беженцами
В неразберихе отступления саперы взорвали мост вместе с переходящими по нему беженцами
Виктория Толстоганова заменила в роли жены Ингеборгу Дапкунайте. Поменялся у этой героини муж — теперь это Дмитрий Арстентьев (в исполнении Олега Меньшикова)Виктория Толстоганова заменила в роли жены Ингеборгу Дапкунайте. Поменялся у этой героини муж — теперь это Дмитрий Арстентьев (в исполнении Олега Меньшикова)
Виктория Толстоганова заменила в роли жены Ингеборгу Дапкунайте. Поменялся у этой героини муж — теперь это Дмитрий Арстентьев (в исполнении Олега Меньшикова)

Суть этого творческого метода состоит в том, что автор, следуя, в целом, бытовой правде, волен менять законы пространства и времени, последовательность событий и вообще творить на экране все, что ему заблагорассудится. Перед нами какой-то особый мир, в котором немецкие танки наступают под парусами со свастикой, бежавший из лагеря Котов ходит в перчатке с железными пальцами, в один из которых спрятано лезвие, что твой Фредди Крюггер. А дочка Котова, которой в 1936 году (действие первого фильма) было семь лет, к началу войны оказывается уже вполне сформировавшейся женщиной.

В эпизодах в фильме снялась пара десятков российских звезд. Например, у Валентина Гафта всего одна репликаВ эпизодах в фильме снялась пара десятков российских звезд. Например, у Валентина Гафта всего одна реплика
В эпизодах в фильме снялась пара десятков российских звезд. Например, у Валентина Гафта всего одна реплика

Некоторые сцены вызывают подозрение, что перед нами очередная постмодернистская поделка в стиле Тарантино: например, немецкий штурмовик, не получив разрешения атаковать советский транспорт, решает хотя бы обгадить его.

Герой Михалкова в новом фильме буквально восстает из мертвыхГерой Михалкова в новом фильме буквально восстает из мертвых
Герой Михалкова в новом фильме буквально восстает из мертвых

В результате зритель имеет возможность сполна насладиться видом голого фашистского зада, свесившегося из кабины самолета.

От прежней легкости Олега Меньшикова не осталось и следа — весь фильм он ходит с одним и тем же непроницаемым выражением лицаОт прежней легкости Олега Меньшикова не осталось и следа — весь фильм он ходит с одним и тем же непроницаемым выражением лица
От прежней легкости Олега Меньшикова не осталось и следа — весь фильм он ходит с одним и тем же непроницаемым выражением лица

События, описываемые в фильме, происходят параллельно в 1941 и 1943 годах. Как выясняется, все герои первого фильма живы, а злодею Мите из первого фильма финальное кровопускание даже пошло на пользу. Бывший белогвардеец сделал феноменальную для человека с подобным прошлым карьеру — он теперь полковник НКВД Дмитрий Арсентьев. Однако его продвижению по служебной лестнице мешает внезапно выяснившееся обстоятельство — отданный им своим кровожадным коллегам бывший командарм Котов жив, и теперь его, воюющего где-то на фронте, нужно непременно найти (то ли для того, чтобы восстановить в звании, то ли затем, чтобы добить).

Попытка замполита остановить убегающих красноармейцев ничем хорошим для него не кончитсяПопытка замполита остановить убегающих красноармейцев ничем хорошим для него не кончится
Попытка замполита остановить убегающих красноармейцев ничем хорошим для него не кончится

История чудесного спасения бывшего командарма и его дочери Нади разворачивается постепенно, кусками, по мере того как продвигается расследование коварного Арсентьева.

Ветеранов, привыкших к советским фильмам о войне, «Предстояние» может привести в состояние шокаВетеранов, привыкших к советским фильмам о войне, «Предстояние» может привести в состояние шока
Ветеранов, привыкших к советским фильмам о войне, «Предстояние» может привести в состояние шока

Слоган «Предстояния» звучит как «Великое кино о великой войне» и обещает эпическое повествование в духе большого советского стиля, а к его продвижению были подключены нешуточные государственные ресурсы. Однако зрителя, который ждет от этого произведения какого-то подобия классических фильмов Юрия Озерова (эпопея «Освобождение»), ждет глубокое разочарование.

Война, показанная Михалковым, полна детального, визуального натурализма. В ней много крови, вывернутых кишок, обожженных тел и прочих патологоанатомических подробностей. «Предстояние» повествует вовсе не о подвиге во имя торжества каких бы то ни было идей, а просто о людях, оказавшихся в жерновах истории. В единственном показанном сражении кое-как вооруженные, необученные красноармейцы не могут даже оказать достойного сопротивления немцам — те просто давят их танками.

Смерть и ужас подстерегают героев фильма со всех сторон — СССР выглядит на фоне гитлеровской Германии немногим лучше.

В ряде эпизодов немцы смотрятся даже как-то нормальней погрязших во лжи и страхе советских граждан, которые не столько сражаются за родину, сколько просто пытаются хоть как-то выжить. Подобный взгляд на историю вполне имеет право на существование. Но в качестве почти официального фильма ко Дню Победы, на премьеру которого приглашают ветеранов, произведение Михалкова выглядит как-то странно.

Стас Соколов

Фото trite.ru (1–3, 5–8), kinopoisk.ru (4), автора (9)

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
257
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления