На экраны вышел фильм, лучше всего описываемый фразой «тачки, телки, жесть» и сделанный Полом В. С. Андерсоном (режиссером, которого мы привычно ругаем, но все равно смотрим — устоять перед Милой Йовович, дерущейся с зомби, довольно затруднительно). Итак, в 2012 году в Америке снова случится Великая депрессия, а безработица и преступность достигнут невиданных масштабов. Переполненные тюрьмы будут отданы в управление частным корпорациям, которые станут выжимать из доставшегося им дешевого человеческого ресурса прибыль до последней капли крови.
В эпоху медиареальности урановые рудники уже неактуальны — куда прибыльнее мочить зэков в прямом эфире. Например, в реалити-шоу «Смертельная гонка». Здесь заключенным предоставляются тюнингованные машины-танки, оснащенные пулеметами и разбрызгивающие напалм. Тот, кто доживет до финиша (и так еще четыре раза), выходит на свободу. Для пущей зрелищности на гонки привозят делегацию из женской тюрьмы (все зэчки выглядят как плейбоевские модели) и рассаживают по машинам в качестве штурманов. И дальше тюремным топ-менеджерам остается только продавать доступ к онлайн-трансляции гонок, чтобы деньги потекли рекой.
В такой исправительно-гоночный лагерь попадает герой Джейсона Стэтхема («Перевозчик», «Карты, деньги, два ствола», «Револьвер»). В прошлом герой — довольно известный гонщик, теперь — еле сводящий концы с концами работяга, которого ужасным образом подставили.
«Смертельная гонка» считается римейком почти одноименного фильма 1975 года, но от оригинала мало что осталось. Сразу нужно сказать, например, что никакой социальной сатиры (присутствовавшей в старом фильме) в «Смертельной гонке» не предусмотрено. Даже управляющая тюрьмой Хеннесси (Джоан Аллен — «Никсон») — вовсе не обобщенный портрет Системы, а просто ледяная стерва на каблуках, — нормальные мужики в таких фильмах о Системе не думают (и вообще чаще по-простому бьют оппонента тупым предметом по голове, чем думают), а баб делят на горячих и холодных.
«Смертельная гонка» — пример редкой честности и в самом фильме, и в его рекламе, — это ровным счетом то, что обещают трейлер и название, не больше, но и не меньше. Большая часть хронометража отдана собственно смертельным гонкам, между которыми создатели с явной неохотой на скорую руку вбивают феерической глупости сюжетные связки из тюремных штампов: вот безвинно пострадавший от ментов поганых, вот тюремный долгожитель, привычно берущий на себя роль мудрого наставника мятущегося новичка (Иэн МакШейн передает привет Моргану Фримену). И так далее, и, в общем-то, неважно.
Персонажи фильма не испытывают никакой рефлексии по поводу установки «убивай или убьют тебя», а создатели фильма не испытывают никакого смущения по поводу того, что снимают по сути дела автомобильно-аварийную порнуху.
Любители посмотреть на взрывы и покореженный металл получат то, что им было нужно, всех остальных предупреждали: кино глупое, наглое и шумное. В конце концов, в послужном списке режиссера и сценариста «Смертельной гонки» Пола Андерсона — «Обитель зла», «Мортал Комбат» и «Чужой против Хищника». То есть мы знаем, чего от него ждать. И «Смертельная гонка» собрана из всего лучшего, чего можно ждать от Андерсона, — это дурацкая, но очень затягивающая игрушка для мальчиков (девочек с собой стоит брать, только если они неоднократно признавались, что обожают смотреть на пальбу, кувыркающиеся и бьющиеся машины, и при этом не интересничали, а были искренни).
Упакована игрушка славно — ржавая, железобетонная, темная реальность, в которой происходят гонки, прорисована не то чтобы очень оригинально, но стильно. После предыдущего громкого релиза на ту же тему — «Спиди-гонщика» с его кислотным гламуром — «Смертельная гонка» с бюджетом в 45 миллионов долларов и нежными оглядками на старые фильмы класса B вообще смотрится как добротный винтаж.
Ну а сама игрушка исправно взрывается, грохочет и тупо и яростно бьется со всей дури об стены — не очень изобретательно, но зато без устали. Если оценивать фильм по десятибалльной системе в графе «Адреналин и экшн», корреспондент НГС.РЕЛАКС нарисовала бы «Смертельной гонке» восемь звездочек (в прочих графах можно поставить только прочерк — но так и было задумано).
Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru