Новосибирск посетил известный музыкальный критик и искусствовед Артемий Троицкий — он вошел в состав делегации сопровождения крупнейшей выставки современного искусства «Будущее зависит от тебя. Новые правила». Теперь Троицкого больше интересует визуальное искусство, нежели унылое состояние музыкальной сферы. Артемий Троицкий рассказал корреспонденту НГС.РЕЛАКС, что Дима Билан завоевал победу в сомнительном конкурсе и что хорошая музыка живет в интернете.
Справка: Артемий Кивович Троицкий (родился 16 июня 1955 г. в Ярославле) — российский искусствовед, журналист, музыкальный критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР и независимой, а также электронной музыки в России. Троицкий — член жюри и организатор многочисленных концертов и фестивалей и один из ведущих российских специалистов по джазу, року и современной музыке. В середине 2000-х организовал несколько музыкальных лейблов («Прибой», Zenith), на которых выпускается малоизвестная в России музыка. С 2001 года читает лекции по дисциплинам «История индустрии развлечений» и «Музыкальная пресса» для студентов специализации «Менеджмент в музыкальном шоу-бизнесе» Государственного университета управления. Ведет мастер-класс по музыкальной журналистике на журфаке МГУ.
Кем вы себя больше ощущаете: музыкальным критиком, радиоведущим или журналистом?
Мне часто задают подобные вопросы, и, честно говоря, не понимаю, почему это всех так интересует. В разное время я ощущаю себя по-разному, путешественником и отцом детей чаще всего. Не представляю себя ни писателем, ни публицистом, ни живой легендой, как часто обо мне говорят и что вызывает у меня смех.
Вы знакомы с творчеством новосибирских музыкантов?
В конце 1980-х и начале 1990-х я был неплохо знаком с новосибирскими группами: здесь были довольно симпатичные панки «Путти», индустриалисты Nuclear Losь и более попсовая группа «Иван-Кайф» из Академгородка. Я назвал далеко не все коллективы из тех, что слышал, — многие упомянуты в моей книге «Скелеты в шкафу».
Вы уже написали несколько книг о музыке. Планируете написать что-то еще?
Я написал три книги: синюю, красную и сложно определяемого сине-зеленого цвета. Не считаю их смачно написанными: «Скелеты в шкафу» — это сборник моих статей, вышедших в 70–80-е годы. Мои невинные юношеские описания выдержаны в довольно сухом стиле, поэтому самое смачное — сопроводительные комментарии к ним. К собственным творениям я отношусь без любви и трепета: написал и забыл, — поэтому во время работы над книгой я впервые перечитал все мной написанное. Если говорить о смаке не в макаревичевском смысле слова, самая интересная из книг — «Ангелы МКАДа», которую написал мой шофер Д.К. Миронов. Мне кажется, это веселейшее и очень талантливое порно, хотя Дмитрий Миронов — непрофессиональный писатель. Что касается меня, обычно я ничего не планирую: если сделают убедительный заказ — напишу.
Каковы тенденции в развитии современной музыки? Как вы относитесь к российской поп-культуре?
Я приехал в Новосибирск не с музыкальной миссией, и это отчасти уже говорит о моем восприятии современной музыки, которая находится в очень печальном состоянии.
Как человеку, любящему все погорячее и повеселее, мне стало интересно в иных сферах — например в изобразительном искусстве. Судите сами, в Новосибирске имеется неплохая, но посредственная группа Punk TV и есть гремящая повсюду группа художников «Синие носы». Это несопоставимые вещи и по качеству, и по резонансу.
Музыка провела несколько потрясающих десятилетий — на протяжении 60–70-х и в некоторой степени 80-х годов. Она была самым популярным, стержневым и горячим из всех современных новых искусств: и в рок-н-ролле, и в электронике и в рейв-культуре. Сейчас людей пичкают попсой, R’n’B и прочей тоскливой лабудой. Хорошая музыка есть, но существует она только благодаря интернету, который позволяет игнорировать продюсерский диктат. А та музыка, которую вы видите по музыкальным телеканалам и слышите в эфире радиостанций, — просто некая звучащая субстанция, единственной целью которой является зарабатывание денег. Здесь не идет речи ни о творчестве, ни о таланте. Это тихий ужас или громкий ужас, который не надо слушать и нельзя смотреть. Я считаю, что «флагман» Дима Билан выиграл первое место в конкурсе мудаков.
Что вы думаете о молодежных субкультурах и неформальных течениях — эмо, готах?
Я был бы очень рад, если бы всех подростков привлекали неформальные течения. Если бы все они были эмо, панками, готами, стилягами. К сожалению, это совсем не так. Молодежные движения яркие, шумные, но составляют ничтожное меньшинство, тогда как большая часть детей тащится от Димы Билана и других марионеточных попсовых существ.
Таких подростков я не понимаю: если тебе мало лет и ты еще не испорчен глобальным конформизмом — самое время быть в альтернативе всему официозу, взрослому миру и Первому каналу. Это намного веселее, чем тащиться в общей струе.
Можно ли сделать вывод, что хорошая качественная музыка не может быть популярной?
У нас есть артисты, которые талантливы и популярны. Обычно я оперирую четырьмя такими именами: «Мумий Тролль» — Илья Лагутенко просто мой герой, Дельфин, Земфира и группа «Ленинград». Они по-настоящему талантливые, ищущие, творческие. Хотя сейчас их не так часто можно услышать по радио и телевидению, несмотря на популярность. Может ли дурная музыка быть хорошей? У нас есть пара способных продюсеров — Игорь Матвиенко и Макс Фадеев. Эти небездарные люди начинали очень интересно, но вынужден констатировать, что и они не эволюционируют, а деградируют.
А что касается западной популярной музыки?
Я не русофоб и не разделяю эти вещи — плохи дела как у нас, так и за границей. Запад находится в той же самой ситуации со своей Бритни Спирс и R’n’B. В техническом отношении их музыка изысканнее, вокал лучше. У них не бывает таких исполнителей, как у нас: уж если ты популярный артист, будь добр — умей петь. При этом их музыка тоже бездарна.
Елена Сафронова
Фото Евгении Брыковой