Игорь Зеленский – арт-директор Новосибирского театра оперы и балета и премьер Мариинского театра одновременно. Поводом к беседе с корреспондентом НГС.РЕЛАКС послужило присвоение артисту звания Народного. Однако разговор получился неофициальным – совсем не под стать внушительным регалиям. Беседа соответствовала внешнему облику артиста - модный блондин в кожаном пиджаке и черно-белых провокационно неформальных кедах, больше похожий на владельца ресторана или арт-директора клуба.
Справка: Игорь Зеленский — народный артист России, лауреат Международного конкурса, премьер Мариинского театра, арт-директор и художественный руководитель Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Известный танцовщик сделал блестящую карьеру и за рубежом: исполнял ведущие роли в качестве приглашенного солиста в труппах Deutsche Oper, New York Сity Ballet, The Royal Ballet, Covent Garden, Teatro alla Scala и Bayerisches Staatsballett.
Какое место, по-вашему, в жизни современного человека занимается сейчас классическое искусство, когда ему существует столько более разрекламированных альтернатив?
Массы ходят на стадионные концерты, в клубы - да. Но в Нью-Йорке, Лондоне - полные залы и не достать билета ни в Филармонию, ни в Камеди Холл, ни в Метрополитен. Не потому что престижно, а потому что на самом деле это здорово - послушать шикарную оперу в хорошем оформлении со знаменитым дирижером. Новосибирск - один из таких периферийных городов, где есть тройчатка: Филармония, Консерватория и Оперный театр. И если вы сейчас позвоните и спросите, есть ли билеты на завтрашний спектакль, услышите, что билетов нет. Это уже первый шаг, уже победа. Меня для этого и позвали сюда, и я этим занимаюсь. Мы не хотим сравнивать себя с другими популярными видами искусства, но мы тоже должны как-то заинтересовывать молодежь. Но вообще это все закладывается с детства. Я сам сейчас родитель, и я не думаю, что моя девочка, когда станет тинейджером... Хотя, ведь нет ничего плохого в том, чтобы, например, ходить по клубам! Но это засасывает. Алкоголь, наркотики и все что связано с этим - оно в принципе неизбежно.
Вы сами эти неизбежно встречающиеся на пути камни как обходили?
У меня просто не было на все это времени! Если вы пойдете посмотреть, как тут у нас занимаются артисты, то вы поймете, что невозможно заниматься под кайфом — постоянно должна быть трезвая голова. Ты не можешь работать полупьяный и обкуренный. Это другое дело, другой бизнес. Ты можешь кайфовать, слушать музыку и получать эйфорию, если курнул пару этих, как там говорят, косяков... Но у нас это невозможно.
А у вас какой допинг?
Здоровый образ жизни. Правильное питание. Неупотребление наркотиков. Мы против наркотиков и планируем устраивать тематические акции. Нас это не так, конечно, касается, как рок-звезд, которые часто устраивают концерты против наркотиков.
Потому что в их среде увлечение наркотиками более развито?
В нашей среде тоже развито, хотя и в меньших масштабах. На западе встречается, часто слышал я, что балуется народ... Что-то у нас все о наркотиках сегодня... А ведь человек зачем приходит в театр? Чтобы испытать то, чего нет в обыденной жизни. Если человек пришел вечером после работы на спектакль и чуть-чуть приподнялся в увлечении со своего сидения — значит, мы не зря делаем свое дело. Я, например, получаю наслаждение от хорошего спектакля, у меня вырабатываются эндорфины, внутри все трепещет, и мой организм в целом получает удовольствие и эйфорию, которым ни с какими наркотиками не сравняться. Такой же эффект может быть от концерта хорошего исполнителя.
Какую музыку вы слушаете в мирской, так скажем, обыденной жизни?
Мне уже почти 40 лет, я прошел разные этапы увлечения разными стилями. И все-таки я ближе к классической музыке. Хотя для каждого момента — своя музыка. Если я пойду качаться в зал, я не буду слушать Вивальди — я, естественно, поставлю что-то такое, что будет меня подбадривать: может, какую-нибудь хитовую, легкую мелодию по радио. Если ты релаксируешь, то конечно включишь Вивальди или Моцарта. Я люблю очень оперу, на самом деле: Каллас, Паваротти — это мои любимые. Но не всегда же их слушать! Хотя вот ты же не можешь под хип-хоп отдыхать — правильно? Ты включишь какую-нибудь классическую музыку и будешь расслабляться.
Очень и очень многие отдыхают под хип-хоп...
Да? (удивленно)
Как вы отдыхаете? Модному увлечению сноубордом не подвержены?
Не-не-не! Мы катаемся целый день в зале. У меня завтра спектакль, так что я завтра на своем сноуборде, так сказать, буду кататься целых три с половиной часа! Хотя если у меня нет спектакля, то можно и поплавать, и велосипед покрутить. Выбираю все-таки что-то не травмоопасное. Экстремальным спортом я бы не советовал артистам заниматься.
Балет — это адский труд. Поэтому артисты балета, как и спортсмены, не так сильно эрудированны. Потому что после занятий так устаешь, что у тебя даже глаза не видят: ты книгу берешь, и у тебя все расплывается. Меня в 13-14 лет максимум на что хватало после репетиций — лежать и переключать каналы. За 10 лет в Нью-Йорке я даже ни разу не был в музее, и только через 10 лет Музей современного искусства там посетил.
А что еще посетили?
В детстве-то в Лондоне, в Америке, конечно, мы в клубах тусовались, и танцевали, и все остальное. По молодости многие вещи пробуешь, а сейчас уже...
…а сейчас только здоровый образ жизни?
Ну, почему же! Всему свое время и место. Жизнь — это умение соблюсти баланс, правильно?
Если бы балет не поглотил вас целиком с детства, чем вы могли бы заниматься в жизни?
Я помню, что с детства был неусидчивым. Мне было тяжело сесть и почитать книжку или даже порисовать. Что-то физическое мне было приятнее делать в детстве. И теперь я смотрю за своим ребенком — она тоже неусидчива.
Тоже будет заниматься балетом?
Нет! Не дай бог! Хватит уже меня! Много же разных занятий существует. Я, например, с детства спортом занимался, бегал 400 м с барьером. Меня всегда что-то подобное увлекало.
Есть какие-то кумиры в современном спорте?
Да, я вот пригласил на свой спектакль, на «Баядерку» Александра Карелина. Это - гордость страны, он трехкратный олимпийский чемпион. Во время последней Олимпиады я был в Америке, смотрел его выступление. А он здесь живет, в Новосибирске, и я этому очень рад, потому что я - его поклонник.
Если вы часто отдыхали, лишь переключая каналы, то, наверное, есть какие-то любимые передачи?
Смотрю новости на канале «Культура». И люблю познавательные передачи по типу «Очевидное-невероятное».
А юмористические типа Comedy Club?
Вот переключаешь — и раз — «Камеди клаб»! Ну, заостришь внимание на пару минут. Один из самых остроумных там — Мартиросян. Недавно, правда, решил посмотреть «Самое лучшее кино»... Ушел с полфильма. И после этого вообще переключаю этот канал. Я не хочу их обидеть и сказать, что это плохие ребята. Они наши свою ячейку. Это все-таки лучше, чем то, что было до этого.
Вы про «Аншлаг»?
Не буду говорить так. Петросян и его жена - мои друзья. Мы в Лондоне много общались.
Может ли балет быть модным?
Есть модные хореографы, но они сегодня модные, а потом пройдет два-три сезона, и они уже не модные. А есть имена, которые можно даже и не упоминать: такие тузы, как, например, Баланчин, который такое сделал в балете! Но его нельзя назвать модным, потому что это - уже классика. Это - лучше, чем мода. Потому что мода приходит и уходит, а это не уйдет.
То есть сделать элитарное искусства балета модным – нет стремления?
Ну да, ты стараешься одеваться как-то, чтобы не выглядеть, как будто ты там Д`Артаньян! Да и в современной хореографии сейчас делают модные вещи: человек, например, сидит так, пальцами по песку водит — и это хореография. Или вот живопись современная: мазок на стене, и это стоит миллионы долларов. Смотришь на все это и думаешь: я - дурак или меня обманывают? Может я - дилетант в этом, может, кому-то это нравится. Я не вправе говорить, что это - неправильно. Конечно, хочется, быть модным и быть в кругу внимания, но... (Долгая пауза) Я думаю, что к балету это слово все-таки неприменимо.
Чем будете заниматься в ближайшее время?
Если о моих планах, то я улетаю через несколько дней на гастроли в Лондон. А что касается планов театра: мы готовим большой Международный сибирский фестиваль балета. С 26 мая целую неделю ежедневные выступления будут вести ведущие звезды мировых театров из Америки, Франции, Англии. А 1 июня будет заключительный гала-концерт. Это будет очень большое событие.
Зинаида Кузнецова
Фото из архива НГАТОиБ