«Хортон» — новое мультипликационное творение студии Blue Sky Studios, создающей свои фильмы под крылом 20th Century Fox и известной миру как производитель обоих «Ледниковых периодов» (к лету следующего года, кстати, готовится третий). Возглавляющий сейчас рейтинг кассовых сборов в США «Хортон» заработал в американском прокате 45 миллионов долларов в первый же уик-энд. Добыча «Хортона» поменьше, чем у «Ледниковых периодов», но больше, чем стартовая касса любого другого фильма, вышедшего в этом году.
«Хортон» основан на изданной полвека назад книжке детского писателя Доктора Сьюза, популярного в Штатах, но практически неизвестного у нас. Можно вспомнить, что «Гринч — похититель Рождества» тоже снят по книге Сьюза. Есть и отечественные экранизации — советские мультфильмы «Я жду птенца» и «Я вас слышу» (правда, корреспондент НГС.РЕЛАКС о них слышит в первый раз).
В общем, знакомимся: Хортон — обаятельный слон с тяжелой поступью и огромными ушами, из которых наш герой сооружает то купальную шапочку, то кокетливую шляпу, то маску ниндзя. Однажды во время водных упражнений (худеет) Хортон услышал странные звуки, доносившиеся из пролетавшей мимо пушинки. «А может, там даже большая семья с детишками меньше, чем нос муравья?» — подумалось Хортону. И начались переговоры.
Никто, кроме мэра города, не может слышать голос Хортона. Никто, кроме Хортона с его непомерно большими ушами, не может слышать тоненькие голоса человечков размером с микроба. В результате разговаривающего с пушинкой Хортона в джунглях объявляют опасным фантазером и вольнодумцем. А мэра, который верит в огромного слона в небесах, народ подозревает в умственном повреждении.
Микромирок мэра с его безумной загогулистой архитектурой, ворсистыми человечками, передвигающимися на ходулях и для полетов на дальние расстояния использующими большую рогатку, похож на миры Тима Бертона или городок в табакерке. Крошечной цивилизации грозит гибель от любого порыва ветра. И Хортон берется защищать пушинку, несмотря на то что это превращает его в изгоя в родных джунглях.
То, что мультфильм радует глаз и персонажами, и пейзажами, и мельчайшими деталями, предсказуемо — чего еще ожидать от современного высокобюджетного (85 миллионов долларов) мультфильма? Но у «Хортона» есть пара сторон, которые отличают его от предшественников.
Во-первых, папы и мамы, услышавшие, что в русскоязычной версии героев озвучивают резиденты Comedy Club Тимур Батрутдинов и Александр Ревва, могут не гневаться по поводу того, что телевизионные охальники уже крадут детей прямо из колыбели.
«Хортон» в его ориентации на маленького зрителя и с отсутствием стремления заигрывать с взрослыми напоминает старую мультипликационную традицию (хоть советскую, хоть диснеевскую).
Здесь нет шуток с двойным дном, обидно оставляющих детей недоумевать: над чем смеются и не объясняют свое веселье взрослые? Черноватый юмор прорвался в разноцветный пластилиновый мир разве что в сценке, в которой атакуемый обезьянами Хортон замечает: «Люблю запах бананов по утрам». Старомодная трогательность дополняется голосом рассказчика, который изъясняется стихами («А вот кенгуру с презрительным хмыком, известно оно не клыками, не рыком») — и это на удивление не раздражает даже взрослое ухо.
Чтобы получить удовольствие от «Хортона», взрослому зрителю достаточно только включить своего внутреннего ребенка и сопереживать, и умиляться слону, отчаянно надувающему хобот, чтобы стать легким как воздух и пройти по шатающемуся мосту под вальс Штрауса.
Во-вторых, «Хортон», кроме традиционной морали о том, что маленьких нужно защищать, дает серьезные уроки гражданского воспитания, разъясняя, что такое популизм, манипуляция, конформизм и эффект толпы за несколько лет до того, как основной зритель мультфильма узнает их в школе.
«Я подписываю резолюции, утверждаю бюджет и на съедобном шествии сижу на гигантской фрикадельке!» (мэр о сути политической власти).
«Можно быть тайным обществом, которое определяет равновесие в мире! Будем принимать только тех, кто ходит в забавных шляпах!» (Хортон о теориях заговора)
Смешной слон оказывается редким для детской истории героем-одиночкой — у него вроде бы есть друзья-соратники, но они отсиживаются в кустах. Почти каждый зверь в джунглях, начиная от кенгурихи с диктаторскими замашками и заканчивая местной версией Дракулы — неопрятным стервятником Владом, стремится уничтожить пушинку, объявленную угрозой обществу, и вправить Хортону мозги... В США, кстати, в книжке о Хортоне сразу после выхода увидели аллюзию на свирепствовавшую в то время охоту на коммунистов, развязанную сенатором Маккарти.
«Может, это не они маленькие? Может, это мы большие?» — отказывается считать свою персону эталоном для всех прочих Хортон. И все его последующие злоключения не только демонстрируют достойнейший образец терпимости и нон-конформизма, но и напоминают о том, что жить с этими добродетелями труднее, чем без них.
Елена Полякова